Найти в Дзене
История Китая

"Темная" сторона конфуцианства

Конфуцианство не является одним и единственным "духовным законом" Китая, но нужно отметить, что каждый хотя бы раз слышал о конфуцианстве, а вот о легизме - вряд ли. Истоки легизма относятся к 7-6 вв. до н.э., а наибольшую популярность он обрел в 4-3 вв. до н.э. В переводе чаще всего встречается как "школа законников". Это учение неразрывно связано с именем Шан Яна (ему посвящена отдельная публикация), который первым дал теоретическое обоснование этой философии. Почему важно рассказать о легизме? Потому что он был основной идеологией в Циньской империи! Да-да, легизм, а не конфуцианство. И это сыграло огромную роль и в становлении империи, и в ее падении, о чем мы расскажем отдельно в следующей публикации.

Сегодня - подробнее о легизме.
Шан Ян, основоположник теорий более раннего (4-3 вв. до н.э.) легизма
Шан Ян, основоположник теорий более раннего (4-3 вв. до н.э.) легизма

Так что же из себя представляет легизм?

Прежде всего, легизм - философия, в которой во главу угла ставятся законы. То есть, закон - это то, что выше всех и каждого. Законам должны подчиняться все без исключения, и, что самое важное, за каждый проступок обязательно последует наказание, вне зависимости от того, кто его совершил - простолюдин или чиновник.

К 4-3 векам до н.э. легизм уже сложился в цельную систему, и его основные положения и особенности были прямо противоположны конфуцианству. Приведем несколько примеров для лучшего понимания данного учения:

  • Суровая система управления государством. Чтобы держать народ в повиновении, как уже было сказано, за все проступки, даже самые незначительные, обязательно следовало наказание. Исключением был только император, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти
  • Все население не только равно между собой в плане закона, но и во всем остальном тоже. То есть, любой человек, несмотря на происхождение, мог стать важным государственным лицом, и любой чиновник, напротив, не исполняя свои обязанности должным образом, мог легко быть лишен всех званий и привилегий. Главную роль в "карьерном росте" играли способности и личные качества каждого человека
  • Чтобы охранять свое государство, очень важно иметь сильную армию. Иными словами, армия охраняет закон и порядок в стране
  • Главная цель императора - укреплять власть в государстве любыми способами, в том числе и силовыми. То есть, огромную роль играло ведение частых войн

Положения легизма были крайне жесткими, никакого морального оттенка, как, например, в конфуцианстве, они не носили. Тем не менее, немного позже некоторые теоретики легизма начали отходить от крайне строгих его положений и привносить в него новые идеи, которые и начали делать легизм немного схожим с конфуцианством или даосизмом. До этого же легизм был полной противоположностью другим идеологиям.

Правление Цинь Шихуанди и циньской империи полностью основывалось на принципах легизма, поэтому отнюдь не странным является тот факт, что после смерти императора произошло резкое ее падение и крах. А вот следующий период, период существования династии Хань, пройдет уже под знаменем конфуцианства, которое уже и станет основной китайской идеологией на будущие века. Об этом - в следующей публикации.

Ин Чжэн (Цинь Шихуанди) основатель династии Цинь и первый император Китая
Ин Чжэн (Цинь Шихуанди) основатель династии Цинь и первый император Китая