Настольные игры ИИ-алгоритмы научились щелкать как семечки. Примером тому являются победы над лучшими в мире игроками в шахматы и настольную логическую игру го. Технология переходит на новый уровень и прицелилась на не менее интересные дисциплины, например, сверхпопулярную киберспортивную Dota 2. В прошлом году мы писали о том, что разработанный организацией OpenAI ИИ-алгоритм одолел в противостоянии 1 на 1 многих ведущих игроков на этой арене, завершив свое выступление победой над одним из самых знаменитых и лучших игроков мира, украинцем Даниилом «Dendi» Ишутиным.
Победа или смерть: Искусственный интеллект вступит в схватку 5 на 5 против людей
В этом году OpenAI ИИ-алгоритм стал еще более совершенным и научился биться в групповых матчах 5 на 5, где требуется гораздо больше координации своих действий, а сама игра может длиться гораздо дольше. Усовершенствованного бота пока не «стравливали» с лучшими киберспортсменами, но, как и в прошлом году планируют это сделать на главном ежегодном киберспортивном турнире по Dota 2 The International, организуемом компанией Valve.
Из игры в реальность. Зачем ИИ тренируют на победу над людьми?
Мотивация для проведения подобных исследований вполне очевидна: если можно обучить ИИ-систему навыкам, необходимым для победы в видеоиграх, то таким же образом ее можно обучить для выполнения сложных задач в реальной жизни, которая в некоторой степени напоминает те же видеоигры. Став, например, мастером в различных стратегиях, ИИ сможет научиться управлению городской инфраструктурой.
«Это удивительное достижение, потому что оно демонстрирует реальный переход из виртуального мира в реальный, к реальным задачам и целям. Если у вас имеется модель проблемы, требующей решения и вы можете соответственным образом ее масштабировать, то для вас не будет никаких преград для ее решения», — говорит соучредитель организации OpenAI Грег Брокман.
«Каждый день машины в ускоренном темпе наигрывали за день по 180 лет игрового времени»
На фундаментальном уровне видеоигры предлагают сложности, на которые просто не способны настольные игры. В них информация, необходимая для решения задачи, не лежит на поверхности и часто скрыта от игроков. Другими словами, ИИ не может здесь получить все необходимые данные и просто рассчитать наиболее удачный вариант действий или дальнейший ход соперника. По словам разработчиков из OpenAI, боту необходимо в любой момент принимать решение из 1000 возможных вариантов и обрабатывать около 20 000 элементов данных, отображающих ситуацию в игре.
Для создания ботов для игры 5 на 5 разработчики использовали метод обучения с подкреплением. Это такой вид машинного обучения, где ИИ-агента помещают внутрь виртуальной среды, где он сам себя обучает с помощью метода проб и ошибок и получения вознаграждения (в виде очков), например, за убийство противника. И это повторяется очень много раз.
Каждый день машины в ускоренном темпе наигрывали за день по 180 лет игрового времени. Тренировки ботов продолжались в течение нескольких месяцев. По словам Брокмана, человеку требуется от 12 до 20 тысяч часов обучения для того, чтобы он стал профессионалом. Это означает, что боты OpenAI «каждый день наигрывали опыт, эквивалентный опыту, набранному за 100 человеческих жизней».
Недостатки искусственного интеллекта: еще есть над чем работать
Несмотря на то, что боты обучаются с невероятной скоростью, разработчики отмечают, что системы имеют ряд ограничений. Например, они способны играть только за 5 (Necrophos, Sniper, Viper, Crystal Maiden и Lich) из 115 доступных для выбора героев, но при этом каждый играет своим стилем. Кроме того, в их функциональности было полностью исключено использование некоторых внутриигровых предметов, а сами предметы они выбирают по заранее составленному плану. Однако у машины имеется несколько серьезных преимуществ над живыми игроками: мгновенная реакция, точность, а также скорость проверки противника и оценки ситуации. Если живой профессиональный игрок тратит доли секунды на принятие того или иного решения, боты способны действовать моментально.
Кто же победит? Команда машин, «заряженных» ИИ-алгоритмами или команда профессиональных игроков? Узнать об этом мы сможем в августе, когда боты сразятся с самыми сильными игроками Dota 2.
Обсудить эту новость и многие другие вы можете в нашем официальном Telegram-чате Hi-News.ru