Жизнь в большом городе: нужна ли вам машина на самом деле?
С появлением платных парковок в российской столице недешёвое владение автомобилем стало ещё более затратным, и часть водителей в будни были вынуждены пересесть на общественный транспорт. Когда на рынок вышел первый оператор каршеринга, часть москвичей и вовсе стала избавляться от личного транспорта, не отказывая себе при этом в удовольствии от вождения. Недавний скачок цен на топливо заставил тех, кто думал о покупке автомобиля, подумать, а стоит ли игра свеч?
Мы посчитали, насколько затратным будет годовое обслуживание собственной машины, расходы на общественный транспорт с периодическими поездками на такси и аренда автомобилей.
Своё авто: на работу, дачу и к друзьям
Наш глава семейства живёт в спальном районе столицы вне шаговой доступности к метро, а работает в центре. Только что он стал владельцем нового кроссовера типа Nissan X-trail, Mazda CX-5 или Hyundai Tucson, купив автомобиль на собственные средства. Ему повезло: работодатель предоставил ему машиноместо, которое не нужно оплачивать. Согласно исследованию, проведённому компанией Яндекс здесь полтора года назад на основе данных своих пользователей, среднее расстояние от дома до работы в Москве составляет 18 км. В будни это расстояние можно проехать за 35—50 минут в зависимости от загруженности дорог и района проживания. С заездами в магазин, на заправку и объездом непредвиденных заторов округлим ежедневный маршрут до длины в 40 километров, в неделю выходит 200 км. Как минимум раз в месяц он выезжает за город на дачу, в гости к тёще, на рыбалку и проезжает ещё 200 км. Каждую субботу он старается отдохнуть, а по воскресеньям как минимум дважды в месяц он везёт семью в торговый центр, парк, цирк, на каток и «накатывает» как минимум по 50 км. За 52 недели, то есть год, он проедет на машине 14 тыс. км. Ещё одну тысячу заложим на спонтанные поездки и получим 15 000. Кстати, средний пробег автомобиля в России за год ещё больше – 16 700 км. При расходе топлива 10 л/100 км (а кроссовер при таком режиме никак меньше не «съест») и текущих ценах на бензин марки АИ-95 45,3 руб., который, по обещаниям властей, больше дорожать в ближайшее время не будет, за год наш водитель оставит на АЗС 67 950 рублей. А теперь посчитаем остальные расходы.
Еще не выехав из салона, наш счастливый обладатель автомобиля купит страховые полисы ОСАГО и КАСКО. Первый обойдётся как минимум в 10 тыс. рублей. На своём сайте Mazda предлагает страховку по второму виду полиса от 22 652 руб. до 51 629 руб. Онлайн-сервисы просят за страховку нового кроссовера от 30 600 руб. (Тинькофф Страхование) до 48 200 руб. (Согласие). Возьмём золотую середину: 35 000.
Транспортный налог в Москве на машину мощностью 149 л.с. составляет 5 215 руб.
За предстоящий год, конечно, понадобится комплект зимних шин (от 20 000 руб.), двойная замена в шиномонтаже (от 8 000 руб.) и первое ТО, которое будет стоить 10 800 руб., если повезёт и не потребуется дополнительных работ. Итого: от 38 800руб. на сопутствующие расходы в год.
Так как водитель любит своё авто и бережёт его, он следит за чистотой и каждые 10 дней ездит на мойку, где по карте постоянного клиента комплексная чистка обходится ему всего в 1 000 руб. За год он оставит на мойках порядка 40 000 руб., включая расходы на стеклоомыватель.
Нельзя оставлять без внимания тот факт, что периодически наш главный герой выбирается в центр города и по субботам и платит за стоянку, а также не замечает знака «Парковка запрещена» или превышает скорость. Средний размер автомобильного штрафа с учётом 50%-ной скидки при оплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении равен 533 рублям, если заложить ежемесячное нарушение, за год выходит 6 400 руб.
А чтобы защитить машину от рук завистливого соседа и не тратить каждый вечер время на поиски парковки, снимем место на охраняемой стоянке за 3 000 руб. в месяц или 36 000 руб. в год.
Итого: 239 365 рублей.
Если вы не обременены кредитом, машина будет обходиться вам в 20 000 рублей ежемесячно.
Метро, автобус, МЦК
Так как главный герой живёт далековато до метро, решив ездить на работу на общественном транспорте, он готов делать пересадки. При учёте, что его дом находится в районе с хорошей либо средней транспортной доступностью, а от подземки до офиса рукой подать, путь длиной 18 км он преодолеет за 1 ч 15 мин. Как оплачивать дорогу, он может решить, выбрав один из трёх способов.
1. Тариф «90 минут» на карте «Тройка». Сама карта оценена в 50 руб., при ненадобности её можно сдать в кассу, а средства не сгорают в течение 5 лет с момента последнего пополнения. В течение полутора часов с первого прохода турникета можно один раз проехать на метро и сколько угодно раз на наземном транспорте.
В этом случае дорога в один конец обойдётся в 56 рублей, за неделю с лишней парой поездок в 672 руб., в месяц 2 912 руб., за год 34 944 руб.
2. Тариф «Единый» на месяц. По нему можно совершить не более 70 поездок на метро, МЦК и монорельсе и неограниченно использовать в автобусах, трамваях и троллейбусах. Учитывая, что в месяце бывает 22 рабочих дня (это 44 поездки на метро), лимит по карте при поездках на работу исчерпать очень сложно.
Цена вопроса – 2 648 руб., в год выходит 31 776 руб.
3. Безлимитный. Самый бюджетный и самый удобный вариант. Чем дольше срок действия – тем дешевле, и потерять такую карту было бы очень неприятно. Тариф начинает действовать с момента покупки.
Цена за 30 дней 2 075 руб., за 365 дней – 18 900 руб.
Чтобы оптимизировать путь на работу и домой, наш герой дважды в месяц, когда погода творит не самые приятные чудеса, ездит на такси. Из Медведково на Павелецкую можно доехать за 703 руб., а из Выхино на Савёловский вокзал – за 668 руб., или за 2800 руб. в месяц. Столько же уходит на такси в выходные в центр города на поездки со всем семейством, ну а на дачу и к тёще добираемся на электричке с крайней станции метро либо на автобусе. Допустим, нужно нам в Ступино. Электричка на двоих в оба конца обойдётся в 968 руб., рассчитываем ещё за 500 руб. добраться до калитки и обратно на местном такси, это ещё 1500 руб. к ежемесячным затратам. За год получается 85200 руб. Всегда хорошая экономия денег, но не времени: если на автомобиле можно доехать за 1,5 – 2 часа, то путь на автобусе, метро, электричке и такси может занять от 4 часов!
Итого: от 104 100 руб. до 120 144 руб. в зависимости от типа проездного, но с потерей драгоценного времени.
Каршеринг
На мой взгляд, отличная альтернатива как общественному транспорту, так и личному автомобилю. Для тех, кто живёт в пределах МКАД, нет ограничений по парковке в открытых зонах, можно брать и оставлять автомобили в аэропортах. Главное – не оставлять машину у запрещающих знаков и на автобусных полосах, иначе штрафов и проблем с эвакуацией не избежать. У подавляющего большинства каршеринговых сервисов есть топливные карты, с помощью которых можно заправить машину, при их отсутствии сумма оплаты бензина автоматически зачисляется на ваш пользовательский счёт. Ещё одно важное условие: возраст водителя должен быть больше 21 года, а водительский стаж составлять как минимум два года.
Для того чтобы начать пользоваться услугой аренды автомобиля, необходимо скачать приложение, зарегистрироваться, отправив паспортные и водительские данные, сфотографироваться с документами и получить одобрение, на которое уходит от нескольких часов до пары дней. Перед поездкой нужно осмотреть автомобиль на наличие царапин, потёртостей и вмятин, если таковые имеются, зафиксировать их на камеру и сообщить оператору.
Почему нельзя рассчитывать на каршеринг каждый день? Во-первых, нет гарантии, что каждый день вас будут ждать свободные машины. Здесь мы советуем изучить, какие компании предлагают наиболее удобный для вашего графика вариант бесплатного ночного ожидания, и бронировать авто с ночи. Во-вторых, в ситуации коллапса, который может легко произойти, особенно зимой, общественный транспорт будет единственным выходом из ситуации. В-третьих, в машинах нет собственных автокресел для детей.
Стоимость каршеринговых автомобилей, застрахованных по КАСКО, в среднем составляет 6,9 руб./мин. Если выезжать на работу в центре до часа пик, из спального района наш герой доберётся за 40 минут или 276 рублей. Если трижды в неделю так ездить – два раза в будни и один в выходные – поездки обойдутся в 6 624 рубля ежемесячно. Прибавляем к этому расходы на общественный транспорт в остальные рабочие дни и получаем 8 632 рубля при 22-дневном рабочем месяце. Если при этом ездить на дачу на электричке, расходы составят 10 100 руб. При 4-дневных поездках каждую неделю траты вырастут до 11 860 руб. в месяц, при 5-дневных 13 508 руб.
Теперь собираем героя на дачу. Такси в Серпуховский район из Бирюлёва будет стоить от 2100 руб. в один конец, а аренда машины 1 999 руб./сутки при ограничении пути в 100 км. Допустим, наш герой намерен уложиться в одни сутки, — в таком случае он заплатит 1999 рублей + 8 рублей за каждый километр свыше 100 км пути, то есть 2 623 рубля за путь из дома в Серпухов (на 523 рубля дороже, чем на такси).
Таким образом, при средней активности использования каршеринга ежегодно наш герой будет тратить на дорогу от 121 200 руб. в год, а при высокой – до 193 572 руб. При этом он будет по максимуму экономить время в пути и не тратить его на регулярное обслуживание автомобиля.
Итого годовые расходы:
Своя машина: 239 365 рублей.
Каршеринг: 121 200 руб. — 193 572 руб.
Общественный транспорт: 104 100 руб. — 120 144 руб.
Удачи вам на дорогах!
Самые актуальные заметки вы найдёте в нашем канале в Telegram
Если у вас появились вопросы и вы хотите получить консультацию, оставьте заявку на сайте Finoman
Если вы знаете хорошие компании и проекты, которые ищут инвестиции, приглашаю обменяться опытом в нашем чате chatfinoman