Все славяне очень похожи друг на друга. В нас живет сильная и, видимо, кем-то ущемленная национальная гордость, заставляющая одних бросаться с головой в проекты возрождения национального достояния, и, в то же самое время, позволять другим нагло набивать себе карманы за ширмой этой же идеи.
Посмотрите на этот "замечательный" мотоцикл - опытный образец Jawa 1000, который разрабатывался и строился с 2007 по 2010 годы. По "странному" стечению обстоятельств чешская общественность не знала никаких подробностей, кроме вот такого официального заявления:
Этот проект решает научные исследования и разработки нового поколения JAWA с двигателем 1200 см3, который постепенно, после 2010 года, заменит текущий продукт компании, т. е. двухтактный мотоцикл JAWA 350 и дополнят успешные модели JAWA 650. Основной целью проекта является подготовить надежный и привлекательный мотоцикл с четырёхтактным двигателем 900-1200 см3 в соответствии с требованиями стандартов ЕЭК и ЕЭС. Это будет условием успеха продаж нового мотоцикла на сложных и развитых рынках Европы, а также хорошим дополнением ассортимента на традиционные рынки третьего мира.
Интересно, какие страны третьего мира имелись в виду? И не кажется ли вам парадоксальной (или просто небрежной) фраза о хорошем дополнении ассортимента для этих рынков?
Закономерен и финал истории - вот решение экспертизы:
Оценка результатов 2010 года - Удалось в соответствии с техническим заданием, т. е. были выполнены цели и ее ожидаемые результаты, указанные в договоре/решение о предоставлении поддержки. В рамках проекта был подготовлен новый мотоцикл с европейским уровнем качества, дизайна и технического решения, который обращается к индивидуальности клиента. При разработке были сохранены генетические элементы дизайна марки JAWA
Официальные фотографии всплыли только в 2015 году, вызвав в чешских мотокругах настоящий скандал. Внешность мотоцикла можно даже не обсуждать, разве что можно упомянуть её странную схожесть с проектом "ИЖ-Кортеж"...
Как совершенно справедливо писал чешский мотопортал Motodenik:
В Чехии в год продается около 50-100 новых мотоциклов Jawa, остальное идёт в третьи страны, и это - популярные там Jawa 350. Модели с двигателем Минарелли 660 куб. см. составляют лишь небольшую часть производства: они идут на экспорт, прежде всего в Великобританию и США.
Тогда немного странно, как при таких объемах производства наш бренд может позволить себе инвестировать ежегодно в среднем около 10 млн своих средств и 5 млн государственных субсидий в развитие упомянутых выше крупных мотоциклов . Особенно, учитывая, что все подобные проекты в Европе (Voxan, Horex и т. д) до сих пор всегда заканчивались очень печально.
А вот и фотография 6ти опытных мотоциклов Jawa 1000 на изготовление которых ушло 4 года и 93 миллиона чешских крон, включая 22 миллиона государственных дотаций.