Найти в Дзене
ОколоТеатр

Ленком Тарковского. Неоднозначный Гамлет

Что мы знаем о театре Ленком? В 60-е там ставил Эфрос. Вот уже 45 лет Марк Захаров, снявший "Обыкновенное чудо" и "12 стульев", занимает пост худрука. Про рок-оперу "Юнона и Авось" слышал даже самый далекий от театра человек, а она, кстати, уже 37 лет идет на сцене. Но немногие в курсе, что в 1977 году Андрей Тарковский поставил здесь свой единственный спектакль в СССР - "Гамлет".

Андрей Арсеньевич только дважды ставил в театре: «Гамлета» в Ленкоме и оперу «Борис Годунов» в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне.

Судя по дневникам Тарковского, предложил ему «что-нибудь поставить» Марк Захаров еще в первый год своего назначения на пост художественного руководителя в 1973 году. Почти 3 года Андрей Арсеньевич сомневался:

  • «У [Захарова] нет программы, нет идеи театра, нет перспектив. Он местечковый идеолог с фигами в кармане. Бог с ним совсем! Очень уж он мелкотравчатый» (1973),
  • «Был на премьере Захарова в … Бодро, весело … Все это провинциально и шумно. Балаган» (1974)
  • «С актерами у Марка катастрофически плохо. Особенно с дамами» (1974)
  • «Правда, деньги в этом театре очень маленькие: 1000 р. за постановку (с сентября по января 76-го) - по 200 р. в месяц» (1975)

Несмотря на то что «в театре все плохо», Тарковский берется за постановку. На роли Гамлета и Гертруды он пригласил своих актеров Анатолия Солоницына («Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис») и Маргариту Терехову («Зеркало»), Лаэрта играл Николай Караченцев, а Офелию — актриса Ленкома Инна Чурикова.

…Для меня так важно, чтобы Офелию играла непременно Чурикова. Мне нужно, чтобы Офелия была некрасивой, плоской, сильной и немножко странной, чуть-чуть чокнутой... Понимаете? Такая сексуальная дебилка, которую зритель вправе воспринимать отчасти как сумасшедшую,
— рассказывает Тарковский.

Изначально на роль Гамлета претендовал Олег Янковский, но режиссер счел его «слишком романтичным» и предложил роль Лаэрта, актер отказался. Получилось, что Солоницын «отнял» у Янковского роль Гамлета, но меньше чем через 10 лет Янковский «отнимет» у него главную роль в «Ностальгии» Тарковского, т.к. Солоницын будет бороться с раком легких и даже не доживет до премьеры этого фильма.

Маргарита Терехова была младше Анатолия Солоницына на 8 лет, а по замыслу Тарковского она должна была играть его мать. Из воспоминаний Виталия Литвина, статиста, участвовавшего в спектакле:

«Солоницын играл практически без грима и когда он, сгорбленный, лысоватый, СОРОКАЛЕТНИЙ, обращался к Риточке Тереховой: «мама»... на репетициях это было предметом шуток...».

Он же вспоминает «остервенелое соперничество между Чуриковой и Тереховой» и то, что «репетиции шли трудно».

Слева направо: Анатолий Солоницын в роли Гамлета, Николай Караченцев в роли Лаэрта, 
Игорь Гневашев/GlobalLookPress
Слева направо: Анатолий Солоницын в роли Гамлета, Николай Караченцев в роли Лаэрта, Игорь Гневашев/GlobalLookPress

Тарковский представлял Гамлета как «единственного интеллигента на фоне окружающего его дикого хамства», режиссеру было важно, чтобы герой не сам решил мстить, а его вовлекли в это, он-то был предназначен совсем для другого. Тарковский видит трагедию Гамлета в том, что это «другое» не получилось. «Сало и грязь» — вот атмосфера Датского королевства, которую хотел воссоздать режиссер.

Вот что Маргарита Терехова пишет об этой постановке в своих мемуарах:

Андрей очень боялся, что мы сфальшивим... поэтому он стремился как можно быстрее нас вывести «на зрителя»». Перед премьерой было всего 6 репетиций. Но и сама пьеса в версии Тарковского была короче: из 5 актов осталось 2.

Зритель отнесся к спектаклю очень неоднозначно. С одной стороны, ажиотаж и невозможность достать билеты, с другой, разочарование, непонимание и уходы прямо во время спектакля:

  • Терехова: ««Гамлет» в постановке Андрея Арсеньевича был великолепным спектаклем, причем он дополнялся, рос, совершенствовался, каждый раз зрителей приходило все больше».
  • Литвин: «То есть я знал, что такое успех. У Тарковского успеха не было... Были вежливые аплодисменты».
  • Анатолий Смелянский (критик, историк театра): «Гамлету-Солоницыну бросили в упрёк, что он «какой-то вялый, слишком заземлённый, не борец». Критику ужасало, что монолог «Быть или не быть?» тот Гамлет произносил «лёжа на боку, на помосте». Критик 1977 года убеждённо полагал, что такой расслабленный герой не мог быть «способен к борьбе с вывихнутым веком»».
  • Алена Солнцева (критик, историк театра): «В спектакле было всё немного неестественно, холодновато и непривычно. Медленный, синеватый, с яркими пятнами костюмов, с большим пространством сцены, он не был обаятельным. Но, по-моему, был очень современным, точным и каким-то безжалостным».

Больше всего зрителя поражала финальная сцена, которую Андрей Арсеньевич полностью придумал сам. Театровед и шекспировед Алексей Бартошевич и Виталий Литвин уверены, что весь спектакль был ради нее: под конец на сцене возникала настоящая гора трупов, а затем «Гамлет, мертвый Гамлет, на сцене лежат все мертвые. Гамлет встает, медленно подходит к одному из убитых им, и в его жесте - мольба прощения. И он его поднимает и выводит к авансцене, потом другого, потом третьего, и так целый ряд убитых выстраивается», — рассказывает Алексей Бартошевич.

«Гамлета» сняли через 3-4 месяца после премьеры, и единого мнения о причинах этого нет. Официальная версия — из-за низкой популярности, из дневников Тарковского и воспоминаний дочери Солоницына — из-за того, что руководство театра хотело заменить Солоницына, Чурикову и Терехову, а режиссер категорически отказывался. Виталий Литвин уверен, что «одна из причин неуспеха постановки и была в этом — предельная непривычность всего этого — такого противного Гамлета, такой некрасивой Офелии, такого обаятельного Клавдия, такой влюбленной Гертруды, такого благородного Лаэрта».

Полноценную видеозапись спектаклей в то время не делали, и теперь только по обрывкам видео, воспоминаниям и фотографиям мы можем восстановить этот бесценный театральный опыт Тарковского. Сегодня в Ленкоме что-то мрачное и тяжелое тоже не жалуют. Спектакль «Князь» Богомолова просуществовал не больше полугода, «Бориса Годунова», сняли после 3,5 лет – и все по той же причине – «недостаточная посещаемость». Но только ли поэтому?..

-3

Текст: Анастасия Баркова
Иллюстрации: Анна Молянова

Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в социальных сетях:

Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5b199677256d5c66dd841149
ВК: https://vk.com/okolo_teatr
Инстаграм: https://www.instagram.com/okoloteatr/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCIoq_Wvybus84hojfCWyXkw

Хотите чуть больше узнать о московских театрах? Читайте наш спецпроект, где мы раскладываем всё по полочкам, например, как МХТ им. Чехова остается самым звёздным театром страны или как закалялся РАМТ.