Посади самолёт за 14 секунд …. Друг, ты не понял - посади падающий самолёт на воду в центре Ленинграда! За 14 секунд…
Время пошло - тик, так ...
На принятие решения, планирование и реализацию всего 14 секунд. Есть ли сегодня люди, способные посадить падающий самолёт в центре огромного города всего за 14 секунд? У товарища Чесли в 2009 году было 3 минуты
Целых 3!
У Виктора Мостового и Василия Чеченева было всего 14 секунд.
Вы только вдумайтесь!
14 ….
14 секунд ...
Суть событий
В далёком 1963 году ТУ-124 отправился по маршруту Таллин – Москва. Сразу после взлёта КВС Мостовой и второй пилот Чеченев обнаружили, что передняя стойка шасси заклинила, т.е. не убралась полностью. Недолго думая диспетчеры предложили пилотам сесть в Ленинграде, т.к. он был уже ближе, чем Таллин.
«Ну и здорово – летим вырабатывать топливо и садиться» - подумали Виктор и Василий.
Хотя не очень, конечно, здорово, т.к. при торможении без переднего шасси о бетонку ВПП может и возгорание топлива из-за искр произойти, а может и неуправляемым самолёт стать и уйти с полосы на скорости километров 200 в час. Но делать нечего – нужно садиться. Решено было приземляться не на бетонную ВПП, а на вспаханную специальную аварийную полосу. Это могло помочь избежать опрокидывания, которое также вполне могло произойти при торможении борта.
Кружили наши пилоты над Ленинградом, а бортинженер в это время прорубил пол кабины пилотов и стал пытаться выбить застывшее шасси, чтоб оно встало на место. Мало кто за пределами нашей необъятной родины смог бы догадаться попробовать такой вариант – из кабины ломом бить в шасси, паря при этом над пропастью.
И вот, на третьем круге над многомиллионным советским городом у машины весом десятки тонн отказывает сначала один двигатель, а потом почти сразу и второй. В салоне наступила жуткая тишина. Пошёл обратный отсчёт 14 оставшихся секунд в воздухе …
Под самолётом – памятники истории и архитектуры, Зимний дворец, Исаакиевский собор, жилые кварталы с тысячами людей. В небе – заглохшая стальная птица, в которой находятся почти 50 гражданских, а за штурвалом двое молодых мужчин, от решений и опыта которых зависит будут жить остальные или нет.
Единственный шанс не погубить тех, кто находится на земле – это Нева. Решение садиться на реку было принято молниеносно. Виктор Мостовой тут же передаёт управление второму пилоту Василию Чечину, у которого за плечами находится опыт посадки на воду во время военной службы. КВС не колебался ни секунды, т.к. осознание того, что времени нет совсем, было у обоих пилотов – высота самолёта на момент отказа двигателей была менее 500 метров, а теперь самолёт вообще падал! Не планировал, а именно падал…
Василий выравнивает самолёт над рекой и начинает планирование. Первый мост минули благополучно, пролетев над ним на высоте 50 метров. Но дальше находится второй мост, а самолёт продолжает терять высоту. Мост только строился и на нём были работяги, возводившие конструкцию. Они, естественно, попрыгали с моста в воду, т.к. лайнер планировал прямо на них. В четырёх метрах ТУ-124 проходит над вторым мостом
А прямо по курсу перед ними возникает буксир с баржей. Столкновение было бы неминуемым, если бы Василий и Виктор совместными усилиями всё-таки не потянули бы штурвал на себя. Невероятно удачный пролёт над баржей, а дальше касание воды фюзеляжем.
Это самый опасный момент, так как не существует одинаковых посадок на воду. Основные факторы, которые не совпадают никогда: скорость течения, завихрения воды в конкретном месте водоёма, а также ветер и высота волн. Всё это за 2 секунды может превратить фюзеляж как минимум в гармошку, а максимум – разорвать борт на части.
Скорость при соприкосновении с водой в нашем случае была 400 км/ч… Но это не все – при выборе неверного угла соприкосновения хвостовой части самолёта с поверхностью, хвост отваливается, а крылья и передняя часть фюзеляжа клюют носом и разлетаются на части от чудовищного удара о воду. При касании играют роль считанные градусы наклона.
Коснувшись реки хвостом, самолёт начал торможение, коснулся фюзеляжем и заскользил по водной глади прямо на железнодорожный мост через Неву. Третий по счёту мост, над которым уже невозможно пролететь …
50 метров оставалось до столкновения с каменными опорами конструкции, когда благодаря встречному течению Невы самолёт остановился.
Пилоты посадили борт на воду так, что не разбили даже пиво, находившееся на борту (это абсолютный факт, как и всё изложенное выше). Но тем не менее, фюзеляж был повреждён и самолёт быстро набирал воду.
На помощь подоспел буксир, который пилотам удалось чудесно миновать при приземлении. Капитан буксира Юрий Поршин подошёл к ТУ-124 так быстро, как только мог и оттащил его к суше. Крыло как трап легло на брёвна, складированные у набережной. По нему все обитатели самолёта и сошли благополучно на землю.
Ни за что не догадаетесь какая часть у самолёта является наиболее крепкой...
Рулевые колонки, на которые крепятся штурвалы в кабине пилотов!
Именно за них буксир и оттаскивал наш счастливый ТУ ))
Из-за кого чуть не отправились к праотцам полсотни человек?!
А ХЗ, ЁПТА!!
Нет официальных результатов расследования. Сначала гэбня «приняла» наших героев, утверждая, что они тупо прошляпили показания приборов об остатке топлива. У умелых работников со стукачами, вероятно, не могло возникнуть иной версии. Человек же есть? Даже не один. Ну, значит и статью сейчас подыщем! Версия – типа, увлечённо занимались вырубкой пола, чтоб зафиксировать шасси и не заметили как закончилось топливо.
Но это ересь, так как в те времена погрешность топливомера считалась нормальным делом. Залили людям с запасом - они и полетели! Ясен-красен, что пилоты топливомер беспрестанно пасли. На нашем рейсе последними показаниями топливомера были 200 литров. После них стал сразу стал ноль! Моментально. Как ты мог такое предугадать или пропустить?
А шаровой болт, который вывалился из переднего шасси при предыдущей посадке – это тоже вопрос к пилотам? Его, кстати, потом нашли на ВПП в Таллине (ахаха)
Любопытно, что в 1963 году ТУ-124 в узких кругах авиаторов не считался полностью доработанной и испытанной машиной. Но у нас же соревнования с капиталистами! Поэтому наши самолёты производятся быстрее всех и выпускаются в небо раньше всех. А коли у кого какие нюансы возникли, так это дело только в человеческом факторе и ни в чём больше! Поэтому сам конструктор Туполев (хоть и дельным штрихом был) не смог сказать, что топливомеры у нас пока говёные, но мы всё поправим в ТУ-134 и 154. Вместо этого тоже бросил говняху в Мостового и Чечина, заявив об ошибке пилотов.
В общем, сначала планировали обоих посадить. Прям руки чесались у этих гомиков со звёздочками!
Потом история просочилась в западные СМИ, а они стали превозносить наших пилотов. Тут об этом узнал самый главный и дал команду наградить. Но затем лысый кукурузник с фамилией на «Х» довольно быстро передумал насчёт медалек, но ребятам дали кому квартиру, а кого сделали командиром воздушного судна. Получается, образумились и сделали достойный happy end!
Выводы
Вы будете смеяться. А, может, кто-то наоборот заплачет.
Выводы сделали буржуи, ссука! Они начали тренить своих пилотов сажать пассажирские лайнеры на воду. Тот самый Чесли Салленбергер, прославившийся в 2009 году на весь мир, сказал, что смог посадить самолёт именно благодаря тренировкам при подготовке! Плакать тут или смеяться?
Полёты самолётов над Ленинградом после этого случая были запрещены.
P.S.
Может, кому интересно будет, но командиру судна Виктору Мостовому на момент инцидента было всего 30 лет...