Защита фирменных цветов – актуальная тема в индустрии моды на протяжении многих лет. Особенно после решения апелляционного суда, постановившего, что «китайский красный» может использовать только Christian Louboutin, – если речь не идет, конечно, о монохромной обуви. И совсем недавно Европейский суд также встал на сторону Christian Louboutin в его последнем сражении за красную подошву.
Однако это далеко не все победы Christian Louboutin. История их фирменной красной подошвы переживала взлеты и падения. Например, не так давно, бренд понес колоссальные убытки в Швейцарии: Федеральный Верховный суд в Лозанне постановил, что красная подошва «не более чем декоративный элемент». Крайне важно, чтобы цвет идентифицировался с конкретным брендом, – красная подошва еще не говорит о том, что она может быть товарным знаком.
В своем решении Верховный суд Швейцарии постановил, что хоть Christian Louboutin сохраняет защиту своего товарного знака в других странах, включая США, Китай и Россию, это не означает, что красная подошва имеет такой же уровень защиты в Швейцарии.
К слову, В США споры вокруг фирменных цветов идут не только среди модных брендов. Так, прошлым летом судебный и апелляционный Совет по товарным знакам и Бюро по патентам и товарным знакам США постановили, что 77-летний бренд Cheerios не может претендовать на исключительные права на свой желтый цвет на коробках для хлопьев. Почему? Все просто – таким цветом оформляют свои продукты многие бренды.
Примерно в то же время PayPal и Pandora спорили из-за синего цвета, который играет заметную роль в их логотипах. Но их дело куда сложнее: обновленный логотип Pandora в такой же цветовой гамме, что и у PayPal, и вызовет немалые проблемы в использовании. Это – та самая пограничная ситуация, когда каждый бренд пытается отстоять свои права и доказать свою исключительность.
Так можно ли защитить
свой фирменный цвет?
Некоторым брендам удалось защитить свой цвет. Tiffany & Co имеют эксклюзивные права на мятный оттенок (а если проще – на голубой), Gap монополизировали глубокий синий, а Post – бледно-желтый оттенок. А вот Christian Louboutin все еще ждет: его иск повторно отправят в суд, чтобы принять окончательное решение. И есть большая вероятность, что ситуация сложится в сторону бренда. Потому что в ряде случаев суд признает, что одноцветные товарные знаки могут быть зарегистрированы, и, как следствие, защищены.
Короче говоря, отстоять свои эксклюзивные права вполне можно, хотя и здесь есть нюанс. Потребители должны думать, что определенный цвет исключителен для бренда. Но здесь не стоит обманывать себя, потому что доказать это очень сложно. Такие случаи еще раз демонстрируют, насколько цвет важен для идентификации бренда и его маркетинговой стратегии.