Опыт эксплуатации гусеничных экскаваторов Hitachi в парке крупной компании «Подводтрубопроводстрой».
По объемам продаж гусеничных экскаваторов в России фирма Hitachi обгоняет многих конкурентов. Отчасти благодаря пущенному в 2014 году сборочному заводу в Твери, на котором освоили производство самых востребованных рынком моделей эксплуатационной массой от 18 до 33 тонн. И, конечно, без мощной землеройной техники в нефтегазовой отрасли не обойтись. Об одной из компаний, ведущей строительство магистральных газопроводов, включая знаменитый суперпроект «Сила Сибири» стоимостью свыше триллиона рублей, наш рассказ.
Как известно, магистральные нефтегазопроводы диаметром 1420 мм обычно прокладывают в траншеях глубиной около 3,5 метра. Даже на сухопутных участках трассы при суммарной длине в тысячи километров строительство такого объекта представляет собой чрезвычайно сложную, требующую привлечения колоссальных ресурсов задачу. Которая усложняется многократно, если проектом предусмотрены переходы через реки и озера. А тем более – прокладка вдоль реки, на сотни километров под ее руслом, как это происходит на строительстве газопровода «Сила Сибири» из Якутии в Китай. Для выполнения таких особо сложных работ привлекают только узкоспециализированные организации. Один из старейших подрядчиков в этом секторе – компания «Подводтрубопроводстрой», ведущая родословную с 1956 года.
В большинстве случаев траншею по дну водной преграды разрабатывают открытым способом, и почти такими же гусеничными экскаваторами, что работают на суше. Только многотонные машины ставят на понтоны, а для доступа ко дну через толщу воды применяют удлиненные стрелы и рукояти. Соответственно, и ковш приходится ставить значительно меньшего объема. Как правило, строительство подводных участков трубопроодов ведется в зимнее время, и погружение понтонов на чистую поверхность воды требует предварительного устройства майн – обширных вырезов во льду для свободного перемещения земснарядов. Тоннаж экскаваторов напрямую зависит от глубины водных преград, пересекающих линию трассы. Например, в компании «Подводтрубопроводстрой» применяют в основном 47-тонные Hitachi ZX470LC‑5G, позволяющие использовать рабочее оборудование такой длины, чтобы не только с запасом доставать до дна русла широких сибирских рек, но и черпать оттуда предварительно взорванный скалистый грунт, формируя траншею глубиной до пяти метров. На мелководных участках глубиной порядка десяти метров с разработкой траншеи справится и любой гусеничный экскаватор среднего весового класса. Но компании, работающие в суровых сибирских условиях, чаще выбирают именно Hitachi – за японскую надежность. Самый массовый из гусеничников среднего класса – 33-тонный ZX330-5G.
Эта модель лидирует в производственной программе тверского завода Hitachi, имеено ее чаще всего выбирают и застройщики жилых микрорайонов, и дорожники, и компании горнодобывающего сектора. И, конечно, предприятия нефтегазового сектора. Две единицы этой модели есть и в парке «Подводтрубопроводстрой».
Рамы (ходовая и поворотная) на ZX330-5G, а также стрелы и рукояти полностью изготавливают на заводе в Твери из стального проката российского производства. Металлоконструкции сваривают на автоматизированном оборудовании, красят и отправляют на сборку. Большинство прочих комплектующих, включая двигатель, узлы гидросистемы и кабину в сборе, поступает на тверской завод с головного производства Hitachi в префектуре Ибараки к северу от Токио.
«Триста тридцатый» можно заказать с обычной и удлиненной ходовыми тележками. На выбор также три варианта длины рукояти: 2,67; 3,2 или 4,0 метра. В последнем случае радиус копания достигает 12 метров, а глубина – 8 метров. Есть исполнение для тяжелых условий эксплуатации с буквой «H» в обозначении модификации, более тяжелым противовесом и увеличенной толщиной кожухов ходовой рамы и рядом других деталей.
Двигатель для ZX330-5G поставляет японская фирма Isuzu. Это рядная дизельная «шестерка» рабочим объемом 7,8 л, развивающая 246 л.с. Мотор интересен расположением распредвала в головке блока и четырьмя клапанами на цилиндр – для спецтехники это редкость. На сборку машин для российского рынка японцы поставляют моторы в варианте Stage II (Tier 2), оборудованные неприхотливым к качеству топлива рядным ТНВД вместо современной аппаратуры Common Rail.
Трансмиссия машины – гидростатическая, никаких коробок передач нет. Весь поток мощности передает параллельно-сдвоенный аксиально-поршневой гидронасос, пристыкованный к двигателю. Дополнительный шестеренчатый насос задействован на контуры управления. Для вращения поворотной рамы применен гидромотор с планетарным редуктором. Центральный коллектор с гильзой и вращающейся в ней колонкой позволяет подавать жидкость к гидромотору ходовой тележки в любом угловом положении «башни» относительно шасси. И даже вращать ее с неограниченным числом оборотов.
Читать полностью на сайте Рейс.РФ