Так случилось, что грузовые автомобили повышенной проходимости получались в нашей стране лучше всего. Наверно, это происходило в силу специфики дорог и расстояний. Как бы то ни было, а разработке таких машин уделялось повышенное внимание. Отчасти еще и потому, что основным потребителем этой техники была армия со своими жесткими требованиями к такого рода автомобилям. Не был исключением и ЗИС-128, экспериментальный автомобиль завода имени Сталина. Скорее даже не автомобиль, а платформа для отработки новых технических решений. Разрабатывался в СССР в 1954 году. В серийное производство он не пошел, но наработки, опробованные на этой машине, позже появились на следующих моделях автозавода, таких как ЗИЛ-131.
Точных сведений о количестве сделанных машин нет. Из особенностей автомобиля можно отметить возможность преодоления глубоких (более метра) бродов, верхнеклапанный двигатель ЗИС-485 в 110 л.с., раздаточная коробка оригинальной конструкции. На машине отрабатывали различные версии оперения кабины, была и версия с кабиной, имеющей брезентовый верх.
На автомобиле обкатывалась и система регулировки давления в шинах с внешней воздушной магистралью.
Эти машины изначально не предназначались для серийного выпуска и ни одна из них, по видимости, до наших дней не сохранилась. А жаль!