(2008, Франция)
Враг государства №1: Легенда
(Фильм второй, 2008, Франция)
Французы, как и мы с американцами, тоже беззаветно любят своих легендарных головорезов и отморозков. И тоже частенько снимают про них художественные фильмы. Вот и Жак Мери́н был таким французским Лёнькой Пантелееым и Джоном Диллинджером, разве что куролесил уже после Второй мировой войны, в 60-70-х годах. Однако и ему удалось прославиться на весь мир благодаря своей ловкости, нахрапу и умению преподносить себя журналистам в ипостаси благородного романтика-бандита. И хоть приглашенный режиссером Рише на эту роль Венсан Кассель даже в гриме не очень-то похож на реального Мери́на, какому еще актеру из Франции прикажете его играть? Разумеется, только тому, кто на ролях безбашенных преступников не одного "Добермана" съел и умеет включать шизофреника по первому же режиссерскому щелчку пальцев.
Традиционно великолепен Кассель и во "Враге государства №1". Эпопея похождений его героя начинается в 1959-м, когда насмотревшийся на истязания военнопленных и разочаровавшийся в армии, двадцатилетний Мери́н демобилизуется из Алжира. Вот только пацифистом он после этого тоже не становится. И опасная трясина из той самой песни про паровоз со стучащими колесами засасывает Жака со скоростью, которая другому "дембелю" с похожей судьбой Майклу Корлеоне и в кошмарах не снилась. Да и криминальная жизнь у Мери́на выдалась гораздо более разноплановой. В ней были и обычные ограбления, и убийства, и дерзкие побеги из тюрем, и киднеппинг, и якшание с террористами, и уже абсолютно безумные выходки типа вооруженного налета на тюрьму в Канаде с целью освобождения своих корешей. Иными словами, уже по первому фильму становится ясно, что одной стандартной картины для живописания столь насыщенной криминальной биографии явно не хватит. Вот и Рише не стал утаптывать целую гору фактов в двухчасовой хронометраж, а пошел и снял о Мери́не два таких фильма.
Оба они представлены теперь как дилогия, но по факту это всего-навсего одна четырехчасовая картина, разделенная пополам исключительно для удобства зрителя. Тем более, что на экраны фильмы тоже вышли в один год. Одно нехорошо: "Враг государства №1: Легенда" получился уже не таким драйвовым, как первая часть. И пусть за бесчинствами Мери́на по-прежнему интересно следить, вторая половина его кинобиографии, увы, не столь зрелищная. Вдобавок, чтобы соответствовать реальному образу, Касселю тоже пришлось в итоге растолстеть на 20 килограммов, что ему, как выяснилось, категорически не к лицу. И еще - обратите внимание на постскриптум! - у этой дилогии есть один очень странный режиссерский фортель, который в лучшем случае вызовет недоумение, а в худшем грозит подпортить вам удовольствие от просмотра. К счастью, это легко поправимо. Как вам не наступить на эти грабли, подробнее рассказано ниже.
***
В общем, тут нам, конечно, не "Крёстный отец" и не "Однажды в Америке", и глубоким психологизмом тут не пахнет, однако в целом и эта гангстерская сага выдалась долгоиграющей, захватывающей и жесткой. Да и Венсан Кассель пусть и отличается внешне от своего прототипа, зато играет, оседлав любимого конька, как всегда с полной самоотдачей и своей неподражаемой психопатинкой в глазах. Так что, если вы еще не видели "Врага государства №1", который "в двух частях с прологом и эпилогом", не проходите мимо. Французы всегда умели снимать ядреные криминальные драмы, и на сей раз, за исключением нескольких досадных проколов, в целом не облажались.
P.S. Внимание, важная информация! Практический совет, который поможет вам сохранить от фильма более приятные впечатления. Не знаю, почему, но режиссер Рише зачем-то вставил в самое начало первой картины... шестиминутный финал последней! В чем была фишка делать такой адский спойлер тем, кому личность Жака Мери́на неизвестна, я до сих пор не понял, но на деле вышла полная фигня, уж простите. Тем более учитывая, что обе сцены повторяются затем кадр в кадр! Поэтому, чтобы не обломать себе кайф, настоятельно рекомендую вам начать просмотр первого фильма с временной отметки 5:52, аккурат, когда на экране появляется надпись "Algerien, 1959" ("Алжир, 1959 год"). Клянусь, вы не только совершенно ничего не пропустите, но и сохраните необходимую интригу для дальнейшего просмотра. А заодно сэкономите себе время, поскольку всё то же самое вы увидите во второй части дилогии - там, где и положено находиться финальной сцене.