Найти тему
НØРМА

Русский остерн: тайное открытие Сибири

Как новгородцы осваивали Сибирь задолго до официального открытия Ермаком

Мы живем в огромной стране, размеры которой поистине колоссальны. Большую часть географического монолита России составляет Сибирь — огромная и, по сей день малонаселенная территория, скрывающая в своих недрах истинные сокровища. Зачем же русские шли в Сибирь, что они там искали и почему мы никогда не узнаем истинные имена первооткрывателей этой страны?

Автор: Картина С. М. Зейденберга, грав. Шюблер.
Автор: Картина С. М. Зейденберга, грав. Шюблер.

В чем же причины особенной важности Сибири в истории России? Мы приведем несколько аргументов в пользу того, что сегодняшнюю новую русскую идентичность следует искать на Востоке, а не на Западе. Парадоксальным, но традиционным для России образом, национальная идентичность и пассионарность оказалась растворена в месте, далеком от столичных дел и густонаселенной европейской России.

На протяжении последних трех веков территория России менялась, в зависимости от политической ситуации. Республики-сателлиты появлялись и исчезали, однако все перипетии не коснулись Сибири. История подтверждает это – нынешняя граница России, по сути, являет собой средневековый великорусский монолит. Об этом говорит хронология роста русского государства - в 1649 году Сибирь очерчена и присоединена Ерофеем Хабаровым вплоть до Тихого океана.

Северный широтный путь

Первыми из условных русских в Сибирь начали проникать новгородцы. Новгородская республика на картах 12-13 веков имеет восточную границу прочерченную по Уралу, однако рейды новгородских охотников за мехом совершались и в дремучую языческую тайгу Западной Сибири, населенных финно-уграми манси – жестокими вогулами, любящими и умеющими воевать.

Новгородский народ в то время состоял из гремучей смеси разных племен и народностей, объединенных славянским языком в прочное сообщество. Историческая хроника Новгорода 11-века – времени постройки грандиозного Софийского собора, сплошь состоит из дат присоединения и покорения многочисленных племен ост-балтского побережья и озерного края от устья Невы, вдоль побережья Белого моря и до западных склонов Урала.

Новгородская телуррократия

Новгород сегодня является центром культурного притяжения русских, занимающихся поиском альтернативного взгляда русского «духа места». Сложившаяся централизованная система не удовлетворяет современным требованиям и находится в поиске новых смыслов для огромной территории, несравнимой с метрополией.

Еще в период освоения приильменских рек и медленного продвижения славян на восток, у них возникало «чувство леса». Оно складывалось из осознания того, что за одним бором будет другой, за одним перелеском настанет третий. Телуррократия в действии – дикий север заполняется дикими и отчаянными разбойниками. С юго-востока теснят ордынцы – непонятный народ тюркского происхождения, которые занимает всю территорию от motherland — Монголии до юго-восточной Европы. Кочевники оказывают влияние на весь юг, открывая север. Глухие леса вовсе не были любимыми местами ордынцев – там нельзя было проехать на лошади, почти не росла трава и не было солнца, без которого не жить кочевнику. Реликтовые древние леса стали естественным мостиками, через которые русские легко проникали вглубь неизведанной страны.

Таким образом Новгородская республика представляла собой общество страстных охотников, с очень большой любовью относящихся к сложным вылазкам с товарищами за богатым уловом, а потом удачной торговле этими сокровищами. Естественными источниками мохнатого золота были дикие леса на Северо-Востоке – земле страшной и странной, населенной дикой чудью, которая отказывалась верить в богов с буквами и крестами. Чудь предпочитала

Чем восточнее заходили новгородцы в своих охотничьих рейдах, тем раскосее становились глаза аборигенов. Новгородцы заходили с севера – привыкшие к остбалтским студеным туманам, они двигались вдоль побережья Баренцева (Карского) моря, осваивая мелкие речки. С местным финно-угорским населением они вступали в активное взаимодействие. Не испытывая трудностей в общении, благодаря большому проценту финно-угров в составе, новгородские ватажники легко объясняли местным племенам чего они хотят.

Покупая шкуры за блага цивилизации, они получали неплохой профит, торгуя этим мехом на Запад. Последние императоры Священной Римской империи ходили в мантиях, подбитым соболем, добытым где-то в районе современного Сыктывкара. Походы новгородцев за мехом становились ежегодными, отчего местное население предпочитало присоединяться к разномастным отрядам звероловов, собирая свои ватаги и торгуя мехом с многочисленными посредниками.

За камень

Уральский хребет в русской истории сыграл очень важную роль, как практическую, так и символическую. Так называемая «уральская матрица», описанная Алексеем Ивановым, удачно вписывается в сибирскую матрицу. Урал стал воротами великой стены, отделяющей мир обжитый и знакомый, от страны дикой и страшной. Аналогия с «Игрой престолов» и Стеной напрашивается очевидная и при определенной доле фантазии приобретает весьма привлекательный вид. Дополнительные факты из истории «закаменных» походов русскоязычных отрядов дополняют эту очень кинематографичную историю.

Для того, чтобы дать пищу воображению и представить себе освоение новгородцами полуночных угорских земель, достаточно обратить внимание на топонимы Приполярного Урала. «Озеро мертвых русских» по прежнему плещется на диком севере у подножия Полярного Урала. Несложно представить, как немногочисленные экспедиции новгородских промысловиков пробирались по этим диким, чудским местам,

Полуночные земли

По северным рекам и волокам, русскоговорящие предприимчивые молодые люди проникали глубоко вглубь земли, которая на ту пору имела свою государственность. Воротами для русских в Сибирь стала Югра - студеная северная земля, населенная воинственными вогулами, седлавших боевых лосей и нападавших на русских, двигающихся по поймам рек, с крутых берегов рек Северного Урала. Страшные вогулы стали вдохновением для сказителей,

Юные промысловики пугались деревянных ящиках на спиленных деревьях в лесу. Манси хранили в ящиках все, что было нужно — запасы еды, полезные в хозяйстве вещи, кости умерших родственников и своих богов. Образ был настолько страшным для русских, что неизбежно возникла Баба Яга, сегодня известная любому ребенку.

Примером отношений русских подданных Новгорода с местными может служить цитата из Википедии: В 1193 году на Урал с целью силой принудить Югру к уплате дани отправился отряд новгородского воеводы Ядрея, который был почти полностью истреблён, в том числе благодаря предательству некоего Савки — представителя частных новгородских предпринимателей, который «переветы дръжаше с князем югорскым».

Ворота в Югру были открыты. Но войти в них как хозяева русские смогли только спустя четыреста лет, когда вся огромная страна Сибирь была записана во владения московского царя.