В конце сентября 1943 года М. А. Живолуп и А. Г. Кострикин были удостоены звания Героя Советского Союза.
На всю жизнь остался в моей памяти пасмурный ноябрьский день 1943 года на аэродроме под Смоленском.
По команде «Смирно!» замерли в торжественном безмолвии шеренги воинов.
Командир полка М. А. Живолуп, опустившись на колено, припал губами к гвардейскому знамени, а потом взволнованно произнес:
— Отныне мы будем сражаться под священным знаменем советской гвардии. Так поклянемся же с честью пронести его через все бои и испытания до победы над заклятым врагом! Дадим гвардейскую клятву отомстить фашистам за смерть наших однополчан, за тех, кто сложил голову еще в начале войны на Юго-Западном фронте, кто не вернулся с боевого задания под Сталинградом, на Кубани и Курской дуге, при освобождении Смоленщины. Не будет врагу пощады!
Затем выступил Кострикин:
— Присвоение полку гвардейского звания — это признание боевых заслуг, воинского мастерства, бесстрашия и мужества всего личного состава. Но гвардия — это не только значок на груди и гордость в сердце. Гвардеец — первый в строю и первый в бою. Он умирает, но не отступает и не сдается. Будем же и мы верны этой священной заповеди советской гвардии!
Летчики и техники нашего полка, который отныне стал называться 126-м гвардейским бомбардировочным авиационным, поклялись еще крепче бить ненавистного врага, не жалеть ни сил, ни самой жизни во имя грядущей победы. А до нее тогда было ох как далеко, и не всем гвардейцам выпало счастье дожить до ее светлого праздника.
Были жестокие бои и славные победы. Были могилы боевых друзей... И были награды. За геройство и мужество личного состава и отличие в боях при освобождении Белоруссии от гитлеровских оккупантов и города Молодечно получил наш полк почетное наименование Молодечненского. Внесли и мы свою лепту в очищение многострадальной белорусской земли от фашистских захватчиков.
Мощный вал наступления советских войск прокатился по белорусской земле, а потом неудержимо устремился дальше — в Литву и Латвию, где гвардейцы нашего полка принимали активное участие в новых наступательных операциях Прибалтийских фронтов, но уже с новым штурманом полка—Григорием Проскурней: в сентябре 1944 года Афанасия Кострикина отправили на учебу в академию.
В победном сорок пятом М. А. Живолуп водил полк на бомбардировку прусских городов —Тильзита, Инстербурга, Кенигсберга, топил фашистские корабли в портах Пиллау и Данцига, до последнего дня войны истреблял гитлеровские войска Курляндской группировки...
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!