(2012, США)
Единственные, кто будут улыбаться до ушей, глядя этот суровый фильм о космических первопроходцах к Юпитеру, это... поклонники телесериала "Доктор Хаус". Ну а как им сдержать улыбку, если одну из главных ролей в "Европе" играет... та самая фиктивная супруга Хауса (актриса Каролина со смешной фамилией Выдра), которую он взял в жены, чтобы помочь ей, украинской эмигрантке, получить "гринкарту"? Причем и там, и здесь героиня Каролины носит фамилию Петрова, разве только здесь все почему-то называют ее Катей Петровной - клюквенный ляп, выпирающий на фоне серьезности всего происходящего на экране. Да и само появление бывшей эмигрантки в космическом скафандре на орбите Юпитера тоже забавляет. Ведь даже выучив двадцать умных научных слов, играет Выдра почти в том же образе, что и в "Докторе Хаусе", поскольку искусство актерского перевоплощения дается ей с большим скрипом.
Остальных актеров тоже, судя по всему, отбирали по принципу экзотического звучания их фамилий: Камарго, Нюквист (ныне покойный), Копли, Дэвидц и даже, вы не поверите, Маринка. Впрочем, играют все они заметно лучше нашей разлюбезной Выдры "Петровны" и иных поводов для шуток над собой не дают. Так же как, повторюсь, не дает их и фильм, представляющий собой серьезную научно-фантастическую драму. Причем редкого классического толка, без выкрутасов в духе "Интерстеллара" с его пространственно-временными парадоксами и без заскоков в ужастики наподобие "Сквозь горизонт" или "Пандорум". Ближайший аналог "Европы" - вышедший на три года позже нее "Марсианин" Ридли Скотта, хотя, конечно, бюджеты этих двух картин и близко не сопоставимы.
Тем не менее дешевизна "европейских" спецэффектов не режет глаз, поскольку ее хитро замаскировали под псевдо-документальность этой истории. Помните "Ведьму из Блэр", "Монстро" или "Хронику"? Вот и здесь всё стилизовано под полуторачасовой репортаж на основе якобы дошедших до нас из космоса обрывков видеоинформации. Той, что собрала пропавшая экспедиция астронавтов, посланных на один из спутников Юпитера - Европу. Но там, где "Марсианин" восхищал нас красотами марсианских пейзажей, "Европа" маскирует свои "инопланетные" виды под съемки камер наружного наблюдения или исследовательских зондов. То есть с обязательным дрожанием, помехами и нечеткой картинкой. Но маскирует, надо отдать должное режиссеру Кордеро, очень мастерски и грамотно. По крайней мере, ощущения ненатуральности и "павильонности" при этом не возникает, и масштабы космических пейзажей чувствуются в полном объеме. Не совсем ясно только, почему кроме Юпитера и других его спутников мы больше не видим на здешнем небе звезд. Впрочем, на режиссерский ляп это не похоже. Могу предположить, что тут мы наблюдаем то же явление, что и в ночных мегаполисах Земли: планета-гигант дает вокруг себя такую сильную "засветку", что свет далеких звезд через нее элементарно не пробивается.
***
В общем, недорогое и скромное, однако вместе с тем крепкое и захватывающее кино. Которое удалось и как научно-космическая фантастика, и как драма, и как хоррористый триллер, поскольку наши астронавты не только собирают на Европе образцы льда, но и сталкиваются с непременной для такого рода историй Зловещей Тайной. Финал картины тоже, к счастью, не подкачал. Даже несмотря на некоторую банальность, он всё равно чертовски красивый и интригующий. Жаль только, что в прокате "Европе" не подфартило, и сегодня о ней мало кто наслышан. Уверен, картине повезло бы в разы больше, выйди она на экраны на волне успеха "Интерстеллара", "Марсианина" и "Гравитации". Но увы - она слегка поторопилась и нарвалась на еще "не разогретого" эпической космофантастикой, массового зрителя. Как бы то ни было, найти ее и ознакомиться с ней не проблема, что я всем вам ненавязчиво и порекомендую.