Найти тему

Как правильно реагировать на критику

Оглавление

Все мы думаем по-разному, исходя из своих знаний, опыта и убеждений. Очень часто замечаем то, чего не видят другие. Мы вынуждены сотрудничать, контактировать и обмениваться друг с другом информацией. Часто эта информация может носить деструктивный характер, к которым относится незаслуженная критика.

Чтобы минимизировать ущерб для вашего психического здоровья – важно знать, как реагировать на критику правильно.


Механизмы критики


Критика – это всегда давление, психологическая атака на критикуемый объект. Мы подсознательно чувствуем угрозу своим сложившимся представлениям о самих себе, о своих отношениях или о результатах своей деятельности. И тут, как и в любой момент опасности, приходят в действие естественные механизмы психологической защиты: защищаться или нападать. Автоматически возникают негативные эмоции: обида, злость, раздражение, недоумение или гнев. Именно поэтому мы иногда реагируем очень болезненно и остро.


Если человека успело «накрыть» эмоциональной волной, то трезвое и беспристрастное восприятие ситуации отступает на далекий задний план. Чем сильнее эмоции, тем слабее слышно голос разума. Поэтому так важно с самого начала не дать «захлестнуть» себя лавиной эмоций, переждать ее. И многое встанет на свои места.

Возможно мы поймем, что в замечаниях есть много полезного для нас. Поймем, что это всего лишь очередное нападение склочного человека, который считает себя в праве критиковать других. Или это слова человека, желающего вам помочь своими справедливыми замечаниями.

Только заняв позицию стороннего наблюдателя и взглянув на происходящее со стороны, мы сможем адекватно оценить происходящее.


Как правильно реагировать на критику


Суметь быстро привести себя в душевное равновесие – очень большой шаг.

Как этому научиться? Существуют специальные проверенные техники:

1. Сделать несколько ровных и медленных вдохов-выдохов, направляя глубокий вдох в нижнюю часть легких и диафрагму. Небольшой тайм-аут позволит выиграть у эмоций время, собраться с мыслями, не дать всплеску отрицательных реакций развить ситуацию в негативную сторону.


2. Чтобы сохранить психическое здоровье, негативные эмоции нельзя в себе накапливать, иначе мы обрастем ими как снежный ком. Поэтому важно избавиться от них, не скатившись при этом до ссоры, скандала или конфликта. Психологи советуют высказать нападающему свои чувства, используя слово «я». Например, жена мужу: «Я раздражаюсь, когда со мной разговаривают таким тоном». Начальнику: «Я не понимаю, почему мой проект недооценен».

Во-первых, это поможет не раздуть конфликт, ведь самооценка критикующего не задета, мы говорим только о своих переживаниях.

Во-вторых, мы освобождаемся (и это очень важно) от своего нервного напряжения, так как проговоренная эмоция стихает.

3. Психологи считают полезным записывать свои переживания на листе бумаги. Этим можно воспользоваться в случае, если для ответа обидчику у нас есть время. Известно, что процесс записывания производит психотерапевтический эффект, так как включает осознание и анализ проблемы. Этот метод также помогает найти конструктивный выход из всех конфликтных и сложных ситуаций.

4. Когда эмоции уступили место разуму человек не тратит нервы впустую, у него есть возможность спокойно оценить обстановку и задать себе вопросы: Кто? Что? Почему? От содержания ответов на эти вопросы зависит наша реакция на критику. В одном случае мы можем ее просто проигнорировать, в другом признать конструктивной и полезной.

5. Критиканы часто выражают свое мнение резко и остро. Поэтому очень важно спокойно выслушать критику до конца, воздержавшись от какого-либо ответа. Вот вам и время подумать, проанализировать и ответить достойно.

6. Избавиться от перфекционизма. Если человек во всем стремится к совершенству – это прямой путь к неврозам. Идеальных людей нет. Все ошибаются и имеют на это право.

Разумнее всего мысленно поблагодарить критикующего (если критика конструктивная), принять конфликтную ситуацию и извлечь из нее полезный для своего развития урок.

Какой бы ни была направленная на нас критика: тактичной или агрессивной, конструктивной или неадекватной, идущей от уважаемого человека или от неприятеля – в любом случае она может стать ценной для нас. Конечно, если мы сами этого захотим. Ведь если даже мы ничего не найдем в ней для своего развития, то, по крайней мере, закалимся в способности достойно выходить из конфликтных ситуаций!