Курской битве посвящено немало фильмов, однако это, в основном, документальное кино. Единственным художественным произведением про величайшее сражение Второй мировой войны является первая часть киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», вышедшая в 1969 году.
Это масштабный проект с участием кинематографистов соцстран: ГДР, Югославии и Польши, а также Италии. Муссолини играл итальянец, так же как Гитлера и немецких генералов – немцы, а Сталина – грузин Бухути Закариадзе. В роли Отто Скорцени – звезда румынского кино Флорин Пьерсик.
Сегодня можно пенять на исторические неточности или на явные фантазии – встреча генерала Власова и Якова Джугашвили в лагере Заксенхаузен, но кинематографически фильм сделан просто безукоризненно. Это самая что ни на есть «золотая классика» о войне: Ватутин, Рокоссовский, Василевский — как настоящие, ну и, конечно, Жуков в исполнении Михаила Ульянова. Он как главная точка опоры в верхнем (в смысле командном) пространстве фильма. В то время как в нижнем такую же функцию выполняет капитан Цветаев в исполнении Николая Олялина (действует на северном фасе, в районе станции Поныри).
Весьма убедительно в фильме передана хаотичность боя, объективность планов командования и субъективность восприятия конкретного бойца.
Наиболее запомнившиеся фразы. Жуков: «На войне каждому генералу кажется, что главный удар приходится на него». Манштейн: «Решительный натиск – и струна лопнет». Сталин: «Я не меняю солдата на фельдмаршала». Нашлось место и юмору: например, генерал Катуков, удящий рыбу при объявлении боевой тревоги. Или выражение: «У плохого солдата перед боем всегда понос».
Напомним, что «Освобождение» имело продолжение – поставленная Юрием Озеровым столь же грандиозная эпопея «Солдаты свободы» – про освобождение стран восточной Европы.
Величайшее танковое сражение
Среди большого количества документальных фильмов первым назовем вышедший на экраны в 1978 году сериал Романа Кармена «Неизвестная война» (в советском варианте «Великая Отечественная»). Этот совместный проект был задуман для просвещения заокеанского зрителя – отсюда и название: для подавляющего большинства американцев Вторая мировая, и в особенности то, что происходило на Восточно-европейском фронте, – является тайной за семью печатями, то бишь неизвестной войной (The Unknown War). Впрочем, с тех пор ситуация ничуть не изменилась, разве что в худшую сторону.
Курской битве посвящена 10-я серия советско-американского творения – «Величайшее танковое сражение». Это чистая хроника – в двух смыслах: как кинохроника в плане использованного материала и как хроника событий без особого аналитического разбора.
Из новых проектов в первую очередь отметим снятый в 2003 году по заказу ГТРК «Россия» 2-серийный документальный фильм Сергея Гусева «Курская дуга». Это одна из наиболее обстоятельных работ на данную тему – с участием историков и очевидцев с обеих сторон – российской и немецкой.
Курское сражение в контексте общеевропейской ситуации – так можно обозначить фильм «Курск 1943. Встречный бой» известного публициста Леонида Млечина, в 2013 году вышедший в его авторской программе на ТВ «Центр».
Но не только в России проявляется интерес к данной теме. В 2000 году на канале «Дискавери» вышел фильм Питера Муни «Курск» («Курская битва») из цикла «Поля сражений». По объективности и обстоятельности это западное соответствие вышеупомянутому фильму Сергея Гусева. Пожалуй, наиболее дискуссионным на сегодня остается вопрос о значимости для исхода Курской битвы высадки союзников на Сицилии.
Весьма полезной для первоначального уяснения темы может стать впервые показанная на канале «Нэшнл джиогрэфик» в 2009 году работа режиссера Лисы Рамли «Курская битва» из сериала «Война генералов». Здесь мы видим обстоятельный разбор стратегии и тактики, технических характеристик танков и самолетов противоборствующих сторон. Для чистоты понимания ситуация сведена к противостоянию двух полководцев: Манштейн против Жукова. Курск — это, конечно, не Канны и даже не Бородино, но в данном случае схема составлялась весьма продуманно, упрекать авторов в незнании предмета или в его чрезмерном упрощении не приходится.
Уроки Русского
И совершенным особняком стоит в данном ряду фильм курского автора Владимира Грицаева «Курская дуга. Уроки русского», созданный при поддержке ТРК «Сейм» в 2013 году.
Это не рассказ о Курской битве в целом, а исследования на непосредственной натуре: фильм снимался на северном фасе Курской дуги, в окрестностях сел Ольховатка и Становое Поныровского района.
«Именно здесь, а не под Прохоровкой, по мнению немецкого историка Пауля Карола и многих других исследователей, произошла решающая битва Второй мировой войны», – убеждены создатели фильма. И они имеют на то основания. Поисковый отряд «Курган» под командованием Алексея Сотникова перекапывает ольховатскую землю уже второй десяток лет, находя многочисленные братские могилы бойцов 70-й стрелковой гвардейской дивизии, принявшей на себя главный удар танковых полчищ генерала Моделя.
«Это те самые солдаты, – говорится в фильме, – чьи загадочные души так и не смог понять народ, объявивший себя наследником арийской расы, те воины, что разбили армию, назвавшуюся величайшей в мире. Что же за сила помогала 23-летнему Саше Гаврилову из Башкирии заставить дрогнуть воинов вермахта, за полтора месяца поставивших на колени Нидерланды, Бельгию и Францию? Чем таким особенным отличался 19-летний Вася Урывский из Новосибирской области, погибший в 1943-м, но свернувший шею покорителям Европы?»
На эти вопросы и отвечают создатели фильма. Причем делают это очень убедительно – углубленно и основательно. Главным объектом исследования, таким образом, становится ни много ни мало философия победы, круто замешанная на этнической психологии. И обобщение в результате: «Это сражение стало битвой двух ментальностей, двух типов характеров, двух цивилизаций: германское стремление к глобальному порядку столкнулось со славянской бесшабашной удалью».
Олег Качмарский