Туманная Швейцария в КавМинВодах
Самый тихий, по-домашнему уютный из городов-курортов – Железноводск, который между собой называют еще «Кавминводской Швейцарией». Если вы спросите у местных, чем именно он отличается от других, то вероятнее услышите ответ: «Я здесь не нервничаю. Здесь затишье, неспешность, нет суеты, как в Кисловодске, а воздух – самый насыщенный!». Кажется, что даже кошки с собаками здесь живу в мире и согласии. А еще это самый туманный город. По числу дней с туманами во всем Ставропольском крае он лидер – их здесь 130 в году!
Если Кисловодск и Пятигорск развивались под пристальным присмотром главнокомандующего на Кавказе князя Павла Цицианова и Императора Александра I, то на Железные воды обратили внимание намного позднее. Первый минеральный источник в горе Железной был открыт только в 1810 году (теперь он носит название Лермонтовский). Но спустя два года, несмотря на отсутствие элементарных удобств (первый дом для приезжих построили только в 1824-м), к подножию горы Железной стали стекаться жаждущие исцеления. Когда в 1820 году сюда приезжал Александр Пушкин, тут стояли только шалаши и кибитки, а купаться приходилось в яме, огороженной плетнем. Поэт успел не только принять теплые и холодные ванны, но и покорить вершины гор Бештау, Машук, Змеиной и Каменной. И теперь одна из красивейших достопримечательностей – галерея в стиле модерн, построенная в 1902 году, носит название Пушкинская. Немало мест связано в городе и с Михаилом Лермонтовым, который бывал здесь трижды. В 1841 году, окончив лечение в Пятигорске, поэт приехал в Железноводск, квартировался в доме Иона Карпова (теперь на доме есть памятная табличка), приобрел билеты «на ванны», планируя продолжить процедуры. Но наступило роковое 15 июня. Железноводск стал местом, где поэт провел последнюю ночь.
Среди уникальных исторических памятников невозможно пройти мимо Дворца эмира Бухарского, который был построен в 1912 году как летняя резиденция правителя Бухарского ханства. Правда, эмир в этом роскошном дворце не жил ни дня. Есть легенда, что во время строительства упал с лесов и разбился рабочий, поэтому суеверный хозяин даже не посетил «дачу». Впрочем, историки эту легенду отвергают и говорят, что всему помешала политическая ситуация… И в 1924 году в здании расположился санаторий, среди отдыхающих которого была Клара Цеткин и Надежда Крупская. Местные шутят, что именно здесь и придумали 8 марта.
И все же «изюминка» Железноводска и главная его гордость – единственный на все КавМинВоды естественный парк.
Если пятигорский и железноводский приходилось создавать посадкой деревьев на голом месте, то тут места для гулянья прорубали в густом лесу. Заложили его в 1825 году, а сегодня площадь парка 203 гектара. Терренкуры, общая протяженность которых больше 8 км, обвиваются вокруг пика Железный, постепенно спускаясь к небольшому живописному озеру или уходя к горе Развалка. У местных «троп здоровья» есть большое преимущество – дороги уходят вглубь лесов, не имеющих, в отличие от Кисловодского парка, никаких признаков туристической инфраструктуры. Здесь как-то особенно чувствуешь себя уединенно. Двигаясь по терренкурам, можно найти на одном из склонов Развалки вход в 400-метровую пещеру с уникальным для южных краев природным явлением – вечной мерзлотой. Её особенность в том, что даже в летнее пекло температура внутри держится примерно на нуле градусов, поэтому местные жители окрестили ее резиденцией Ставропольского Деда Мороза. Если точно следовать указателям, можно найти и 10-метровую «первобытную пещеру», где найдены фрагменты керамики, глиняные сосуды, относящиеся примерно к началу III тыс. н.э. Если повезет, в дороге вас будет сопровождать один из местных псов – они здесь дружелюбны и готовы составить компанию в неспешных прогулках.