Всем привет!
В контексте давешнего ажиотажа с недоливом топлива, как я и предсказывал, активизировались упоротые граждане, которым регулярно не доливают. Как они это понимают? Так у них суммарный объем остатка и залитого бензина превышает емкость бака - все ясно же! Давайте разберемся, почему эти граждане неправы.
Разбираться будем на примере моей бывшей Skoda Fabia, в которую однажды мне залили 52 литра в 45-литровый бак. Решив, что кидать клиентов на целых 7 литров при заправке всего-то 45 было бы слишком "палевно" для заправки, я начал изыскания на эту тему.
Кстати. Следует помнить также, что указатель топлива прибор весьма условный и ни в коем случае не измерительный. Причем он показывает уровень топлива в баке (сам датчик представляет собой обычный поплавок), а не его объем. Это важно, потому как при сложной форме бака показания указателя уровня топлива будут меняться нелинейно.
Итак, в бак влезает 45 литров. При этом, в мануале написано что это с учетом трубки от заливной горловины. Однако, бак современного автомобиля, это несколько больше, чем просто емкость с двумя дырками для залива и слива топлива. Если мы откроем схему, то увидим, что возле заливной трубы находится некая емкость и еще ряд трубок. Почему-то на той схеме, которую я нашел сейчас эти элементы никак не обозначены, но раньше я встречал подпись из серии "емкость для расширения паров топлива".
При наполнении бака в штатном режиме, в этой емкости остается воздух и не дает заполнить ее бензином. Клапан для сброса этого воздуха находится в заправочной горловине под крышкой (и, кстати, при закручивании крышки ею же и открывается).
Итак, для того чтобы налить в бак "лишнего" бензина после срабатывания отсечки чуть поворачиваем пистолет и нажимаем им клапан. Заливаем дальше до повторного срабатывания отсечки и снова повторяем действия с клапаном. Таким образом при горящей лампе мне удавалось залить 54 литра.
На других машинах подобного клапана может и не быть, там подобный эффект достигается плавным наливом топлива с многократными повторениями (по мере выхода воздуха, дополнительные емкости будут наполняться).
Теоретически, если залить таким образом полный бак и нагреть его (например, заправились ночью при +15, а потом оставили машину на сорокаградусной жаре), бак может лопнуть (он пластиковый). Либо, может намокнуть и выйти из строя адсорбер (уловитель паров топлива). На практике, я таких отзывов еще не встречал. Тем не менее, подобным образом заправляюсь только при немедленной необходимости проехать 100+ км. На трассе (особенно при заправке дешевым белорусским бензином перед дорогой Европой, например) лишние 10 литров весьма кстати.