Найти в Дзене
ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ

Творчество и личная жизнь талантливого, изысканного романтика. Геннадий Бортников

Популярность этого актера в свое время не имела границ, тонкий романтик, с внутренним изломом, ранимой душой и добрым сердцем, немного чудаковатый, но очень талантливый. Толпы поклонниц не давали ему прохода, писали любовные письма и записки, дарили шикарные букеты и грезили о статном красавце.

Геннадий Бортников
Геннадий Бортников

Геннадий Бортников пришел в Театр Моссовета совсем мальчишкой, старая гвардия - Раневская, Плятт, Орлова, Марецкая, его приняли и относились по-дружески. Режиссёры Анисимова-Вульф и Юрий Завадский, увидев одаренность юноши, в спектаклях давали только ведущие роли. Ошеломляющий успех после премьеры «Глазами клоуна» перешагнул в то время все границы, толпа почитателей стояла у дверей театра, не давая возможности ему пройти.

Артист очень любил роль клоуна, может, потому что родился в День Смеха – 1 апреля? Семья Бортникова не принадлежала к искусству, отец был летчиком, мама вела домашнее хозяйство, воспитывала сына. До семи лет Гена рос счастливым ребенком, а потом мама умерла, и все изменилось. Отец постоянно пропадал на работе и о сыне практически не заботился. Однако, всегда поучал его и пытался строить будущее сына так, как хотелось ему, не обращая внимания на желания Геннадия. Наверное поэтому парень всегда стремился следовать своим принципам.

Геннадий Бортников
Геннадий Бортников

В школьные годы мальчик часто жил у бабушки, она и занималась его воспитание. Преподаватели видели, парень талантлив, хорошо учится, особенно любил гуманитарные предметы, красиво рисовал. После семилетки, отец настоял на обучении в машиностроительном техникуме. Отучившись год, Гена бросает учебу и это привело к конфликту с отцом.

У обоих Бортниковых был непростой характер и крутой нрав, каждый стоял на своем, отец и сын уступать друг другу совсем не собирались. Каждый отстаивал свои личные интересы, а они, как показало время, никогда не совпадали. Привыкший к военной дисциплине, старался и сына приучить к ней, но, Геннадий любил свободу и в такие рамки загнать его было невозможно. Проявляя любовь к творчеству он идет учиться на художника.

Марина Хатунцева и Геннадий Бортников в фильме «Черёмушки» (1962)
Марина Хатунцева и Геннадий Бортников в фильме «Черёмушки» (1962)

Всё больше увлекаясь искусством, юноша мечтает о сцене. Отец был категорически против, начинаются скандалы, не выдержав натиск родителя, принимает дерзкое решение – уходит в монастырь. Почему именно такой поступок совершил, не понятно. Был ли это душевный порыв или вызов? Не знаем, но, идти в военное училище, как требовал отец, он явно не хотел.

Пристанищем для юноши на время стала Троице-Сергиева Лавра, он изучает церковные заветы, традиции, живет также, как и местные монахи. Здесь же Геннадий рисует свои первые иконы, в зрелом возрасте он вспомнит об этом, и сможет зарабатывать себе на кусок хлеба.

После жизни в монастыре юноша по-другому смотрит на мир, желание стать артистом приводит его во МХАТ. Отец воспринял сразу эту новость в «штыки», а потом смирился.

Геннадий Бортников в спектакле «Глазами клоуна»
Геннадий Бортников в спектакле «Глазами клоуна»

Уже в училище о таланте Геннадия говорили преподаватели, окончив обучение, его приглашают служить в «Современник» и сразу доверяют ведущие роли. Кроме пьесы «Глазами клоуна» Бортников играет в «Братьях Карамазовых», «Последняя жертва», "В дороге". Когда в театре шла постанова «Затейник», ее увидел французский продюсер, и захотел поставить спектакль во Франции с участием артиста.

Так, Геннадий Бортников первый раз попал в Париж, а после премьеры пьесы имел огромный успех у публики. Французские искусствоведы высоко оценили талант русского артиста, дали премию и предложили подписать контракт. Геннадий отказался, родные стены для него были важнее дворцов и денег.

Людмила Гурченко и Геннадий Бортников в фильме «Взорванный ад» (1967)
Людмила Гурченко и Геннадий Бортников в фильме «Взорванный ад» (1967)

Вернувшись в театр, он играет в новой постановке «Петербургские сновидения», роль Раскольникова. Критики писали: «Бортников настоящий мастер, у него своя манера игры, которая восхищает и завораживает». Артист действительно имел магическую власть над зрителями: молодой, красивый, с обаятельной улыбкой и приятным тембром голоса, он заставлял зал смотреть только на него. Билеты раскупались мгновенно, как только попадали в кассу.

В кинематографе он тоже снимался, хотя и не так часто. Первая картина была «Взрослые дети» (1961), роль влюбленного не главная, но артист запомнился. Через год его пригласил Герберт Раппапорт в киноленту «Черемушки», и здесь у него ведущая роль Саши Бубенцова. Всего артист снялся в 25 проектах: «Наш дом», «Девочка на шаре», «Алло, Варшава!», «Горя бояться, счастья не видать», «Следствие ведут знатоки», «Было у отца три сына» и др. Долгое время участвовал в детской передаче «Будильник» (1977-1984) в роли сказочника Ганса-Христиана Андерсена, а также озвучивал спектакли на радио.

Олег Анофриев и Геннадий Бортников в фильме «Алло, Варшава!» (1971)

По своей натуре Геннадий Леонидович не был жаден к деньгам, часто снимался за небольшую оплату, а то и вовсе бесплатно. Очень любил животных, не мог пройти мимо бездомной собачки или кошечки, обязательно брал над ними шефство. Однажды распределяли земельные участки и когда очередь дошла до него, оказалось, наделы закончились. Артист совсем не расстроился, на бытовые проблемы не обращал внимание, даже квартиру не приватизировал.

Георгий Жжёнов и Геннадий Бортников в фильме «Взорванный ад» (1976)
Георгий Жжёнов и Геннадий Бортников в фильме «Взорванный ад» (1976)

Личную жизнь артист тоже не устроил, хотя по молодости его постоянно окружали красивые женщины. Свою единственную он так и не нашел, оставался холостяком. Ходили слухи о нетрадиционной ориентации Бортникова, но, подтвержденных фактов об этом нет.

После смерти Юрия Завадского карьера артиста потихоньку начала сползать вниз. Это был настоящий удар для Бортникова. Через год не стало и жены Юрия Александровича, актрисы Веры Марецкой. Так потихоньку ушли все его партнеры по спектаклям, а за ними его роли и слава.

Фаина Раневская и Геннадий Раневская
Фаина Раневская и Геннадий Раневская

Геннадий Леонидович не мог мириться с тем, что он стареет, и должен переходить на возрастные роли. Однажды, он сказал одному из коллег:

- Ты понимаешь, я стою перед зеркалом, смотрю и не узнаю себя! Кто это? А где же я?..
Геннадий Бортников
Геннадий Бортников

А он остался там, в 70-х, хотя душа была молода и силы для интересных ролей были. Да вот только мужчин бальзаковского возраста он играть отказывался, а другие персонажи ему не предлагали.

В течении последних 22-х лет, Бортникова перестали задействовать в новых пьесах. Его участие в постанове «Прихоти любви или капризы Марианны» в роли Альфреда де Мюссе, было практически провальным. На съемочной площадке последний раз был в 93-м году.

В последнее время начало болеть сердце, артист почти всегда был один, никому не нужный, страдал от невостребованности. Но все равно надеялся, достойное сыграть на сцене ему удастся. Планировал отметить свой день рождение и даже шутил с коллегами:

Геннадий Бортников
Геннадий Бортников
- Придумаю что-то смешное на свое 68-летие...
За него придумала судьба, и вместо смеха были слезы. 24 марта 2007 года Геннадий Леонидович умер от сердечного приступа. А 1 апреля в театре вспоминали своего коллегу и произносили:
- Вечная память, Великому артисту!

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)