Найти тему
Buddybag

Катровасер: "Если бы Гнойный жил в XIX веке, мы бы читали про него в книжках"

Оглавление

Канал "Бадибэг" взял подробное интервью у Катровасера – полуфиналиста третьеого сезона #SLOVOSPB одного из самых неординарных батлеров в истории российских оффлайнов. Мы поговорили о творчестве, подражании и постмодерне, по дороге упоминая даже Дэвида Линча и Владимира Путина.

"Последний батл, который я видел – мой с Маниту от первого лица"

– Мы несколько раз переносили интервью, потому что ты сдавал кандидатский минимум по философии. Идёшь на учёную степень?

– Да, я буду кандидатом технический наук.

– А какая у тебя специальность, тема работы?

– Технологии материалов. А тема очень длинная, я даже сам с листочка её читаю, когда спрашивают.

– Удачно прошло?

– Да. Блин, если честно, очень повезло. Попались вопросы, которые прям в точку для меня. Первый – наука и искусство. А второй – сайентизм и антисайентизм. Как раз читаю всяких Фрейдов, Эрихов Фроммов, до этого Шопенгауэра читал.

Ну и на семинарах отвечал кучу всякого материала. И искусство немножко уважаю. Прям что-то разошёлся сегодня. И обычно на философии мне препод говорил, что видит во мне гуманитария.

– Для технаря это должно звучать обидно, разве не так?

– Да знаешь, я вот как-то отвечал у доски на семинаре и преподавательница сказала: "Я поняла, кого вы мне напоминаете. Вы мне напоминаете Путина". Сделала лучший комплимент в мой адрес, наверное, за всю жизнь.

– У тебя был небольшой перерыв в батлах перед Fidelio и тут они тоже ушли на паузу. Тебя не расстроило такое положение дел?

– Да нет. Там круто, кстати. С таким масштабом подходили к организации. Приятно было там находиться. Разве что жаль, что я не был там с самого начала. Пропустил крутые движухи. Уже на закате появился. Вот за это немного обидно.

– Вам что-то говорят по этому поводу?

– Да ничего не говорят. Просто Мёртвое море.

– Но платили вовремя за те батлы, которые были?

– Да, всё нормально. Никаких проблем.

– Как ты вообще туда попал?

– Сказали, что после перерыва они пересматривали состав участников и решили, что нужно убрать некоторых и заменить на новых. Ну я там был какой-то N-нной кандидатурой, просто, наверное, все отказывались. А я тогда как раз уволился со старой работы и ждал собеседования на новую. Там всё переносилось как-то, поэтому на Фиделио вообще вовремя позвали.

– С тобой Габоныч связался?

– Ну да, а кто ещё?

– Похоронил не принимал в этом участия? Он же там теперь продюсер.

– Нет, насколько я знаю.

– Просто зная твою историю с попаданием на #SLOVOSPB…

– Ахах, да. Понимаю.

– Насколько плотно вы общаетесь с Похом сейчас?

– Ну сейчас мало. У них там свои рэперские движухи. Я ж вообще рэп не слушаю. Даже не знаю, какие там сейчас модные рэперы. Кроме Паши Техника, потому что это всегда модно.

А так, ну что-то перестали. Раньше обсуждали какие-то батлы. Сейчас последний батл, который я смотрел – против Маниту от первого лица. До этого – Гнойный – Оксимирон. Это был последний батл, который я на ютубе смотрел.

"Батлеры сейчас – четвёртый-пятый сорт. Это не творчество, а подражание"

– Выходит, ты вообще не смотришь, что сейчас выходит?

– Да. Мне просто не особо интересно даже. И мысли не возникает зайти посмотреть.

– Но ты слышал, что происходит сейчас на том же FB? Ты ж подавал заявку туда.

– Подавал, но не следил. Вот мне как раз звонил товарищ один. Что-то начал говорить какие-то имена, но просто этой части жизни моей, каких-то интересов старых – её нет уже. То есть, думаешь: "Ой, блин, ещё ж рэп, да. Что-то было такое, помню, да".

– Получается, ты отошёл от батлов, а Fidelio – это последняя часть?

– Да, это последнее было.

– И ты не планируешь больше батлить?

– А я не знаю, какой смысл в этом. Зачем? Вот раньше ты сидишь там дома или на парах, у тебя панчи сами рождаются в голове спонтанно. Или когда на машине едешь. То есть, происходил процесс постоянный творческий. А потом как-то бам и всё. И неохота, и не рождается, не получается. Выдавливать смысла особого не вижу. И морально мне это кажется уже чем-то устаревшим.

– По-твоему, батлы умирают?

– Да, я, наверное, на нескольких своих батлах пытался донести эту тему. Пусть не в лоб, хотя мне и говорили, что надо было делать более прямо. Но как-то пытался завуалировать мысль, что сейчас на батлах выступают те, кто смотрели тех, кто смотрели, тех, кто смотрели тех, кто батлил.

Короче, четвёртый-пятый сорт, пятое поколение зрителей, комментаторов. То есть, это уже не творчество, это так, подражание чужому.

– Ты на батлах часто выходил за рамки жанра с какими-то песнями, языком тела и так далее. Как эти перформансы приходят в голову?

– Вот это, на самом деле, и есть процесс творчества. Мне это очень нравится. То есть, ты сидишь. Рождается в голове идея. И она не кажется тупой. Ты не думаешь, что скажут. Просто понимаешь, что это круто. Я про сам процесс зарождения идеи. Потом уже исполнение, бывает, что и хромает. А когда придумываешь, накрывает эйфория такая.

Ну и почему нет? Наоборот, вот люди стараются себя под рамки подстраивать. Вот те же самые ребята, которые раньше смотрели, как батлит кто-то другой. Те, кто были просто зрителями, а потом на безрыбье стали тоже батл-МС.

Они видят формат и подстраиваются под него. Так, восемь строк – ударная, восемь строк – ударная, панчи, вордплеи. А почему так должно быть? Мне очень нравится искусство в этом плане. Тот же супрематизм, кубизм, Кандинский и прочие.

– Но многие твои перформансы не выкупают.

– Хах, это как Дэвид Линч. Мой любимый режиссёр. Он же говорил: "А не херню ли я делаю?". Мне кажется, что я делаю какую-то херню.

– Но вот, например, на батле с Хэллоуином ты сделал вид, что забыл текст. Когда Налопопам выходил. Его действительно никто не понял?

– Ну да. Видимо, люди настолько дауны. То есть, я сделал как бы максимально ущербно и неправдоподобно, а получилось максимально правдоподобно. То есть, что тут говорить ещё о зрителях?

Так я особо не вдавался в подробности, поняли или нет. Но мне потом писали ребята Вконтакте "Как ты мог забыть текст?". Я думаю, это даже был не троллинг.

– Ещё ты был одним из редких гиков на батлах. "Твин Пикс", покемоны, "Король Шаманов". Для людей, которые варятся внутри субкультуры – это дикость. В этом смысле чего не хватает батлам?

– Самородков. То, о чём я и говорил. Ребята кроме батлов ничего не смотрят. Мне поэтому и перестали нравиться батлы – все шутки, все панчи стали строиться на образе врага. Допустим, когда я батлил с Маниту, я даже не знал его настоящего имени. Я не смотрел ни одного его батла. Мне было всё равно, что он раньше говорил.

Это же не пересказ того, кто сказал. Это творчество – надо своим чем-то делиться с людьми. А когда ты хочешь кого-то за строчки подтянуть или вспомнить каких-то других рэперов. Если бы Федуки всякие пели не про розовое вино, а про розовый рэп – просто рэп про рэп – тоже бы стрёмно звучало, наверное.

"Чейни приглашал на батл Гнойного с Окси. Но не было времени"

– На батле с Честером ты забыл текст и кинул в него трусы. Но видео не вышло. Что там произошло?

– Слушай, ну я не хотел в него попадать. Так просто совпало. Десять трусов из десяти. Думал, попаду в ноги куда-нибудь. А так я забывал текст, потому что на работе были проблемы. Когда работаешь без выходных дней десять, а то и больше, особо текст не учится.

Приехал в Москву, ходил пешком и учил текст. Опоздал в клуб. Прихожу, а там уже толпа собралась и я первый. Уже стоит в кругу мой оппонент, ждёт. Я даже "Я – рэп" не вспомнил в тот раз. Хотя перед тем, как в Минске его читать, я даже не повторял. Вообще ни разу с тех пор, как слушал в 2008 году.

– Кстати, в Минске ты ж батлил бесплатно. Как так получилось?

– Ну для меня это был крутой опыт. Съездить в другую страну. Я даже на работе сказал, что мне нужно три дня отпуска, чтобы в универ съездить. Меня отпускали, вот я и погнал.

– Ты за свои деньги полетел в Беларусь?

– Да что там, шесть тысяч всего. Не обеднел особо. Плюс ещё потратил там на колбасу, на сувениры.

– Понравилось в Минске?

– Да, у меня вообще до этого складывался такой стереотип, что Минск это какой-то старый советский город, где серое небо, серые стены. Я же сейчас живу в провинции и тут достаточно много отголосков Советского Союза. Вот я и думал, что там такое же, только не разваленное. Как было в 80-х, так и осталось.

Но оказалось, что это вообще крутой современный город. Травка стриженая, деревья, нет мусора. Ну и, как говорится, нет не потому, что убирают, а потому что не сорят.

– Ты выступал на #SLOVOSPB, но потом не остался в их тусовке. Почему?

– Так я живу за тысячу километров от Питера. От Москвы четыреста километров. Странно оставаться в тусовке и на несколько фронтов так жить.

– Но тебя звали туда потом?

– Да, конечно. Ребята всегда ко мне относились с добротой. Чейни приглашал меня на батл Гнойного с Оксимироном. И я очень благодарен им за то, что звали. Но банально не было времени.

– Тебе нравится направление, куда они сейчас двигаются?

– Ну, я был на первой встрече "Рвать на битах". Тоже на свои денежки. Меня Замай провёл туда бесплатно. И я там так прокачался люто. Я сорвал голос где-то на втором батле – так орал. Невероятная энергетика. Взрыв такой эмоциональный. Сейчас я не смотрел последние выпуски, но на видео и не так воспринимается как вживую.

– Но ты считаешь, что это хорошая идея или это как-то уходит от корней культуры?

– А я ж не борюсь за чистоту батловой расы. Наоборот, надо пробовать что-то новое. Я даже не расцениваю это как новый формат или старый формат. Просто Ден Чейни понимает, что оффлайн-батлы обычные никому уже не интересны и предпринимает вот такую смелую попытку что-то новое внести. Это круто. Я с такой стороны смотрю.

– Кстати, ты знаешь, что ты в какой-то мере всё-таки попал на Fresh Blood? Витя Бови цитировал твои строчки на встрече команды Смоки.

– Ахахаха, Витя Бови! Ну, круто. А какие строчки?

– "Дрочить на дам бальзаковского возраста – не значит помнить (О)норе".

– Ничего себе. Старые строки.

"Написал Гнойному: "Я тебя люблю". Просто так, без повода"

-2

– Давай вернёмся к подходу в батлах. Тот же Сеймур или какой-нибудь Rickey F стали такими популярными отчасти потому, что они очень понятные, так?

– Думаю, да. Определённо.

– Между их аудиторией и твоей – пропасть?

– Да я вообще удивлён, что у меня есть какая-то аудитория. Никогда её не искал. Но это очень круто, что есть люди, которые разделяют мой ход мысли. Быть понятным – не знаю. У меня ж не было никогда самоцели быть непонятным. Если мозг рисует в голове такие образы, то почему нет? Если мой пережитый опыт позволяет делать такое.

Тоже вот на философии была какая-то тема о том, что есть творчество. Это же не конвейер. На батлах в мой адрес неоднократно говорили, мол, вот, ты шутишь для толпы, но сами же ребята делают максимально понятные тексты, никак не рискуют. Но это, конечно же, не ради толпы.

– Часть своей аудитории ты завоевал за счёт своего твиттера. И даже посвятил ему трек-презентацию – "Катробарон". Как это родилось?

– Мне Гнойный как-то написал, мол, напиши трек как Ок-си-ми-рон, только Кат-ро-ба-рон. Я где-то минут пятнадцать ходил в фантастическом, как у Достоевского говорится, настроении. Орал там, ходил по комнате, потому что это гениально. И текст написал минут за двадцать.

– А как тебе то, чем сейчас занимается Слава?

– Я недавно писал ему: "Я люблю тебя". Просто ни с того, ни с сего. Без повода. Потому что я смотрел первый сезон SLOVO, когда он разматывал ребят в таком андеграундном стиле Бутера Бродского. Потом я открыл для себя треки Бутера Бродского. Узнал, что это и есть Слава КПСС. Тоже такой трушный рэпчик.

Потом послушал его другие треки, тоже по душе пришлось. Даже те угарные треки, которые делает Слава – они мне тоже заходят. Мои кореша даже местные, далёкие от рэпа, спрашивали: "Как это Гнойный участвует на шоу "Успех"? Он же андеграунд".

Я даже не могу им объяснить. У меня в голове нет конфликта. Это же круто. Таких вещей немногие добиваются. Он вообще такой человек – если бы он жил в XIX веке, сейчас бы в книжках про него читали. А так читаем, в основном, в интернете.

– Что есть постмодерн в батл-рэпе?

– Ну вот как раз это и есть. Когда ты выходишь и читаешь какие-то фантазии свои и не ждёшь реакции толпы. И не важно, плохо это или хорошо. В этом и есть постмодерн. Когда что-то просто существует. И не должно быть каких-то оценочных суждений. Есть эмоции, которые ты испытываешь прямо сейчас. И всё.

Мне вот даже не нужно было, чтобы толпа реагировала. Достаточно было просто делиться. Но мне до сих пор знакомые пишут: "Да это просто постмодерн". Путают обычную иронию с постмодерном и опопсили это слово.

– Чего ждать от тебя в ближайшее время?

– Да я не знаю, чего ждать. На самом деле, рэп в последнее время ведёт себя как бывшая – я его бросил, но он всё чаще о себе напоминает. Позвали в какой-то проект на видео зачитать рэп. Наверное, приду и зачитаю. И вот интервью.

Я вообще интервью давал только двачерам. И то в последние разы я их затроллил. Сам придумал вопросы, написал и ответил на них. А ещё позвали на несколько фитов. До этого я отказывался, а сейчас подумал, почему бы и не записать.

Но в целом не уже не хочется это из себя выдавливать. Да и как-то повзрослел, наверное. Так что это, наверное, пройденный этап.

Виталий Халюков, @Buddybag