Найти в Дзене
РИА "Курск"

Разведка в бою

Михаил Мартовицкий родился в 1923 году в селе Петропавловка Харьковской области. Его отца арестовали и расстреляли в 1938-м как врага народа, но в 90-х реабилитировали.

С началом войны Михаил Данилович добровольцем ушел на фронт. Победу встретил в Берлине. После демобилизации был направлен в Томскую область, на строительство Сибирского химического комбината. Работал главным механиком, директором ремонтно-механического завода. Там же познакомился с коренной сибирячкой Лидией Максимовной. В 1953 году они поженились, и у них родилась дочь Татьяна. В 1970 году семья Мартовицких переехала в Курчатов, где свою жизнь связала с атомной станцией.

Первое время Михаил Данилович работал директором завода КПД. С 1979 года до выхода на пенсию глава семьи трудился на атомной станции. В городе атомщиков возглавлял Совет ветеранов Великой отечественной войны. Его не стало в 1991 году.

О боях Михаил Данилович рассказывать не любил. Даже самые близкие ему люди могли предположить о подвигах ветерана лишь по орденам и медалям на его груди. И все потому, что всю войну ему пришлось пройти в полковой разведке. В начале 1942 года он был направлен в Буйнакское военно-пехотное училище. По его окончании ему было присвоено воинское звание лейтенант. И сразу — на Закавказский фронт. Обладающего хорошими сноровкой, физической силой, владением оружия и знанием немецкого языка, его назначают командиром взвода разведки в одном из подразделений 4-го Украинского фронта. С 1944 года он уже капитан, командир роты на Прибалтийском и Ленинградском фронтах.

Он рассказывал, что в первом бою страшнее всего ножом убить человека. Самые тяжелые дни, а вернее, ночи у разведчиков были перед наступлением. Они ходили за линию фронта брать «языка», а потом со всеми шли в атаку.

С сединою на висках
В сражении за Керчь группа Мартовицкого одной из первых ворвалась в город. Он был весь в руинах, вымершим, на улице ни одного человека. Но когда бойцы сняли капюшоны маскхалатов и стали видны красные звездочки на пилотках, отовсюду стали появляться люди. Самое трогательное, что было много детей. От радости они обнимали красноармейцев, многие плакали навзрыд, просили дать и им оружие, чтобы вместе бить гитлеровцев. Многие разведчики еще не знали, что город до войны был детской здравницей. С началом боевых действий ребятишек так и не успели эвакуировать.

Фашисты использовали их в качестве доноров крови для своих солдат. Жители показали красноармейцам зверства оккупантов. На окраине в огромном рву лежали тысячи расстрелянных людей, среди них в основном женщины и дети. От увиденного Михаил Мартовицкий в возрасте двадцати одного года поседел.

-2

Звезда на груди
Каждый выход разведчиков на задание достоин того, чтобы о нем рассказать отдельно. Летом 1943 года командование поставило задачу любыми путями взять офицера — «языка».

В сумерках наши саперы бесшумно расчистили минное поле до самой нейтральной полосы. На пути к переднему краю противника разведчикам уже самим пришлось разминировать вражеское минное поле. Проделав проход, бойцы наткнулись на колючее проволочное заграждение. И здесь пришлось с особой осторожностью потрудиться.

Приблизившись к траншее противника, они стали ожидать вражеский дозор. В намеченный час фашисты появились. Их бесшумно ликвидировали. Затем стали продвигаться в расположение и опять на пути наткнулись на часовых. Не применяя огнестрельного оружия, сняли и их. Ворвавшись в блиндаж, двух офицеров уничтожили, одного скрутили и поволокли к линии фронта. Гитлеровцы обнаружили труп и стали преследовать наших бойцов. Куда и как стреляли фашисты, было не понять. Но один из разведчиков получил огнестрельное ранение. Надо было спешить, пока обратный путь к своим не был отрезан. Пришлось не только тащить с собой и прикрывать пленного, но и выносить раненого товарища. На выручку пришла вторая группа, которая дожидалась на нейтральной полосе. Солдаты Михаила Мартовицкого успешно справились с поставленной задачей. «Язык» оказался очень ценным, это был старший офицер из крупного соединения. За этот героический подвиг разведчики взвода лейтенанта Мартовицкого были награждены медалями, а он — орденом Красной Звезды.

За линией фронта
На подступах к Севастополю в цепи грозных высот выделялась одна вершина, где из белого известняка фашистское командование создало мощный узел обороны. Вся земля на подступах и скатах была нашпигована фугасами, колючей проволокой и хорошо простреливалась. Здесь гитлеровцы не давали нашим войскам приблизиться к Сапун-горе.

Разведчикам Мартовицкого перед освобождением Севастополя не удалось сразу взять «языка». Им пришлось, окопавшись рядом с противником, просидеть целый день. Солдаты и офицеры вражеской дивизии «Эдельвейс» были все как на подбор огромные. И все же на следующую ночь взяли в плен фашиста.

В январе 1943 года на Северо-Кавказском фронте перед группой Михаила Даниловича была поставлена еще одна аналогичная боевая задача. Было очень сложно из всей массы немецких солдат ночью выследить офицера. Пробравшись в расположение противника, разведчики окопались в снегу. Стали следить. Время шло, но все тщетно, до утра так и не заметили фрица. Пришлось скрытно в снеговом окопе просидеть целый день. А рядом фашисты играли в снежки, катались на лыжах, и всего в каких-то метрах от их укрытия.

День в «ледяном доме» впоследствии отразился на здоровье командира, но с боевым заданием бойцы справились. Офицера выследили и взяли. Начальство уже не надеялось, что разведчики вернутся живыми.

Михаил Мартовицкий отличился и в Восточно-Карпатской стратегической операции, в ходе которой была освобождена часть Украины. Там его группа во время захвата пленного уничтожила 8 вражеских солдат и блиндаж. За выполнение этой боевой задачи он был награжден вторым орденом Отечественной войны II степени. При освобождении города Шауляя Михаил Данилович получил ранение в ногу.

За смелость, самоотверженность и выполнение сложнейших боевых задач он был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени и многими медалями.

Юрий Муханов, член Союза журналистов России