Десантно-штурмовой амфибийный катер на воздушной подушке проекта 1205 (шифр «Скат») был спроектирован ПКБ «Алмаз» под руководством Л. В. Озимова. Он предназначался для переброски на небольшие расстояния и доставки войск морского десанта на необорудованное побережье в ходе боя за высадку. Он стал первым отечественным боевым КВП, хотя постройка первого десантного КВП (МДК) проекта 1232 (шифр «Джейран») началась еще в 1966 г., т. е. за три года до вступления в строй первого корабля проекта 1205. Головной катер этого проекта, названный «Скат» (заводской № 800), был построен в 1969 г. как опытный корабль. После проведения испытаний его передали ВМФ. В 1970 г. в Балтийском море «Скат» участвовал в специальных испытаниях, которые проводились для проверки поведения КВП в аварийных (нештатных) ситуациях, таких, например, как отказ одного из главных ГТД.
В 1969-1972 гг. в Ленинграде (на Приморском ССЗ), в Зеленодольске (ССЗ им. Горького) и в Феодосии (на ФПО «Море») для ВМФ и МЧ ПВ КГБ СССР построили 27 катеров проекта 1205 - соответственно четыре, шесть и 17 единиц.