Методолгия
Напомню, что согласно модели, существует два принципиальных различных класса лиц в окружении Владимира Путина:
1. Люди первого класса называются Боярами – это личности, с которыми Путин давно знаком по прошлой жизни, еще до того, как он стал президентом.
2. Окружение второго класса — это дворяне, то есть те, кто попали в окружение Путина через выслугу.
Упрощённый вариант модели на вторую половину 2017 года:
Безусловно, между каждыми отрядами в царстве Путина, сообразно классификации царства животных есть подробная иерархия, а в каждом типе можно выделить класс специфических отрядов, которые отвечают заявленным признакам вышестоящих классов и типов.
Всего было выделено 4 характерных типа окружения Путина, куда можно отнести любое лицо, близкое к Владимиру Путину: новые бояре, старые дворяне, новые дворяне, старые бояре.
В рамках поствыборной реальности к характерному признаку бояр добавился еще один – возможность проводить своих протеже на высшие государственные должности, вплоть до постановки на должность ближайших родственников.
В этом смысле можно говорить о том, что Николай Патрушев фактически оброс характерными признаками «Боярина», попав в когорту «Вертикаль власти». Постановка сына Дмитрия на должность федерального министра служит очевидным сигналом к тому, что Патрушев уже не лицо, которое служит Путину, а лицо, на которое работает государственная система.
Зарекомендовал себя как Новый боярин и Дмитрий Козак, который не только сохранил кресло вице-премьера, но и сумел сохранить Андрея Ярина в руководстве АП.
Прогнозы, которые сбылись
Вот что мы писали полгода назад в одном из докладов:
Сценарий первый, базовый. Путин президент до 2024 года
В случае, если Путин остаётся президентом (наиболее вероятный сценарий), следует ждать дальнейшей «дворянизации» Правительства т.е. фактически его обезличивания и превращения в сугубо исполнительный орган.
В данное направление вписывается курс на полное обезличивание нынешних вице-премьеров Правительства и ограничениях их полномочий. «Бояре» вице-премьеры Шувалов, Рогозин, Трутнев, Хлопонин могут лишиться своих постов.
В то же время, возможно создание коалиционного правительства «бояр» через введение туда исключительно безликих технократов-«дворян». Иными словами, хоть отдельные министры-тяжеловесы и останутся на своих постах, нынешняя ситуация располагает к тому, чтобы вес федеральных министров и руководителей исполнительных органов власти продолжит снижаться.
Как мы и указывали в предыдущем докладе, принципиальных перестановок в окружении Путина не свершилось. Мы не ожидали, что после марта 2018 года в непосредственном окружении Владимира Путин произойдут тектонические сдвиги.
Те лица, которые были близки к Путину так и остались рядом с ним, и никто из Новых Бояр и Новых Дворян принципиально не утратил свои позиции. Новые (и бояре и дворяне) понятны Путину, а ему комфортно с ними работать.
Путин привык, что за конкретное направление отвечает тот или иной человек. Для Путина важна конкретная фамилия, а не должность, которую он подбирает для человека.
Более того, представленная модель обладает известной равновесностью, в которой существуют определенные сдержки и противовесы. После формирования кабмина мнение экспертов было единодушным: череда назначений устроила всех, а «все сёстры получили по серьгам».
Впрочем, мы ранее также отмечали, что «новые», а в особенности «дворяне» (т.е. служилый молодняк) могут продолжить своё аппаратное наступление на вакантные должности, а старые бояре могут попасть в опалу.
Что касается группы «Правительство технократов», то часть из них свои позиции усилила, в то время как другая часть переместилась за пределы ближайшего окружения Путина в связи с высокой токсичностью. Показательный пример - Игорь Шувалов.
Значительные потери произошли у Дмитрия Медведева, который выбивался из общего фона своими лоббистскими возможности и уникальностью отношений с Владимиром Путиным. После дела братьев Магомедовых и падения Дворковича можно рассуждать о том, что Медведева уравняли, вновь поставив на место «первый среди равных».
Также, ранее мы прогнозировали, что случится очередное наступление «новых опричников» (например тут). Данную тенденцию мы увидели, как при формировании кабмина, так и при обновлении кадрового состава АП, куда пришли выходцы из силовых ведомств. Кстати, именно в прошлых материалах мы анонсировали уход из АП Евгения Школова и хотя он и получил должность, но его реальный аппаратный вес существенно просел.
Финансово-идеологические разделение
Впрочем, не стоит игнорировать тот факт, что всё окружение Путина разделилось по сути на две больших макрогруппы, где водоразделом служит отношение элит ко внешней политике Российской Федерации.
Группа «активной обороны».
С определённой долей условности назвать «патриотами» в силу тех и иных причин (зачастую вынужденных) поддерживают присоединение Россией Крыма и выступают за дальнейшее активное отстаивание внешнеполитических интересов России не только на Крымском направлении, но и в целом в мире.
Фронтментами «воинствующей» группы можно назвать Сергея Шойгу и Игоря Сечина. В то время как Сечин это формат госкапитализма в мобилизационном формате, Сергей Шойгу это история про усиление российской армии, перевооружение и отстаивание интересов России заграницей.
Внимательный читатель может заметить, что лично сам автор часто симпатизирует именно мобилизационно-воинствующей группе, поскольку убеждён, что только такой путь может гарантировать стратегические национальные интересы русского (и российского) народа.
Дело в том, что финансовые интересы представителей данной группы напрямую зависят от того, насколько активно Россия будет отстаивать свои внешнеполитические интересы: это армия, оборонная промышленность, обрабатывающая промышленность, внутреннее производство и т.д.
К слову сказать, именно благодаря усилиям этой группы рейтинг Владимира Путина держится на высоком уровне (присоединение Крыма). Что до армии, то только благодаря действиям военных удалось присоединить Крым и достичь определенных успехов во внешнеполитическом направлении.
т.о. в данную группу можно включить представителей ФСБ, армии, оборонной промышленности. Что касается персональный, то автор относит к этой группе Сергея Шойгу, Сергея Иванова, Игоря Сечина, Дмитрия Козака, Сергея Чемезова.
Что до дворян, то сюда стоит отнести Вячеслава Володина, Антона Вайно, Андрея Ярина, Евгения Зиничева, Михаила Бабича. Также из силовиков сюда можно отнести Бастрыкина, Бортникова, Патрушева.
Вторая группа окружения — это группа «пассивных уступок»
Это те, о ком вкратце можно сказать «Кац всегда предлагал сдаться». Проводя аналогии с 19 веком можно говорить, что идеологически это «западники».
Под предлогом экономического благосостояния основная задача этой группы состоит в том, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для вывода капиталов из России и хранения их на Западе.
Данная группа в Российской верхушке более многочисленна и гораздо более влиятельна, чем их идеологические оппоненты. Достаточно отметить, что сам Путин идеологически гораздо более близок именно к тем, кто готов сдать национальные интересы русских в обмен на конкретные материальные блага. Даже сам Путин вслух признаётся, что с Крымом он такого не хотел и не планировал, а всё случилось как бы само собой.
Именно эта идеологическая группа в течение последних двух лет активно использует тему необходимости найти преемника Владимиру Путину, чтобы этот преемник был либералом до мозга костей, способным сдать национальные интересы России в обмен на гарантии неприкосновенности капиталов (и отмену санкций) со стороны коллективного запада.
В данную группу входят практически все старые дворяне и старые бояре, за рядом исключений; в частности, сюда можно отнести Дмитрия Медведева, Сергея Собянина, Братьев Ротенбергов и Ковальчуков, Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона, членов «семьи» Ельцина и большую часть «двора» Путина. Из силовиков сюда можно отнести Золотова и Чайку. Перечисленные бояре ориентируются исключительно на Запад, а Владимир Путин для них долгие годы был гарантом финансовых интересов.
В данную группу можно отнести практических всех олигархов, которые заработали капиталы еще до того, как Путин стал президентом.
В отличие от Чемезова и Шойгу, которые во многом ориентируются на внутренний рынок (промышленность и машиностроение), представители данной группы ориентируются на сбыт российских ресурсов в странах Запада, где они и осваивают полученную выручку. Для данной группы окружения Россия это исключительно сырьевая колония, а российский народ это рабы, которые нужны лишь для обслуживания экспортных потоков.
Именно эта группа выступает за повышение пенсионного возраста россиян.
Что касается конкретных дворян из группы, то сюда можно отнести Грефа, Костина, Токарева, Кириенко, Чубайса, Суркова.
15 лет назад в Российской власти отмечалось подобное разделение еще в конце первого срока Путина выделялись «силовики» и «либералы». Но если 15 лет назад были т.н. «неопределившиеся», то в условиях введения санкций таковых не осталось – появился более четкий водораздел. Ряд элитных групп в России готовы выступить против санкций любой ценой, лишь бы это позволило сохранить их капиталы. К тому же, термин "силовики" подразумевал наличие именно принадлежности к тому или иному силовому ведомству, но руководство Росгвардии и Прокуратуры более лояльны как раз тем, кто выступает против активной позиции России во внешней политике.
Симптоматично, что конфликт между теми, кто поддерживает активную внешнюю политику РФ и теми, кто выступает против проявляется на уровне отдельных конфликтов чиновников и ведомств.
Наиболее показательными конфликтами можно назвать:
- Конфликт между «Альфа-групп» и ФСБ.
- Конфликт между Сечиным и Улюкаевым.
- Конфликты внутри АП между Кириенко (и его ставленниками) с Яриным.
- Конфликты вокруг губернаторов, которые поддержаны теми или иными группами.
«Дело Магомедовых» и даже недавнюю историю А.Шестуна можно объяснить существованием разделения на указанные группы.
При этом обе группы – как и «активная оборона» так и «западники» руководствуются личными интересами, но в случае с «оборонщиками» речь идет о финансовых интересах в развитии национальной обрабатывающей промышленности. Более того, только представители данной группы экономически и в ином смысле заинтересованы если не в росте, то в сохранении численности населения России.
Представители «либерального» крыла в основной своей массе в целом согласны с тем, что в России должно проживать не более 30 миллионов человек. Экономические модели под руководством данной группы строятся по западным шаблонам. Именно связка Кудрина, в связке с чиновниками с АП выступали идеологами повышения пенсионного возраста.
Возможные прогнозы:
В прогнозах конца 2017 года мы указывали в том числе следующее:
В очередной раз повторюсь, что «семья» попытается использовать выборы марта 2018 года как инструмент политического торга для попадания во «двор» и другое окружение Путина из новых «борян» и «дворян». Дело в том, что в условия транзита власти новые при Путине «дворяне» и «бояре» достанутся в наследство преемнику став по сути для него старыми, а новый политический и управленческий цикл преемника потребует формирования собственной боярской и дворянской элиты.
Именно это мы и увидели в рамках формирования кабмина и АП. Серьезно усилился Сергей Собянин, который не только сохранил своих чиновников на министерских должностях (Колокольцев, Орешкин), но и получил новых (Кобылкин, Якушев). Публикация указа о назначении Юмашева советником президента также можно расценивать как сигнал, что «семья» в поствыборной реальности нашла своё место рядом с Путиным.
Интересно, что сами представители "семьи" позиционируют себя как защитников национальных интересов России. Юмашева они называют чуть ли не ведущим переговорщиком со странами Запада по вопросу об отмене санкций, называя его чуть ли не российским агентом в Австрии...
Впрочем, на ближайшие месяцы перед Путиным будет стоять вопрос удержания и сохранения личного рейтинга.
После президентских выборов у Владимира Путина случились серьезные потери в его рейтинге. По нашему мнению, это вызвано следующими факторами:
- Отсутствие показательных чисток и отставок в кабмине. Сохранение Дмитрия Медведева и других одиозных чиновников (Мутко, Мишустин и т.д.) на своих должностях.
- Как следствие – токсичность и коррупционные скандалы сохранившихся чиновников так или иначе ударили по рейтингу, ведь значительная часть населения полагала, что выбирая путина этих людей уберут.
- Неудачная прямая линия, в рамках которой Путин вызывал скорее раздражение, чем уважение. Ни одного яркого заявления, или близкого и понятного зрителям объяснения тем или иным поступкам дано не было.
- Повышение пенсионного возраста, которое по недоразумение называют «пенсионной реформой».
- Реакция медиа на повышение пенсионного возраста, запрет публичных мероприятий по теме повышения пенсионного возраста. То есть – агрессивная реакция власти на недовольство людей.
- Повышение НДС.
Таким образом, среди краткосрочных, тактических задач, Путину придётся решать вопрос с личным рейтингом. Путин не стратег, а тактик, значит до конца осени 2018 года мы ожидаем несколько действий Владимира Путина, которые будут направлены на выправление личного рейтинга.
Если Путин лично выступит против повышения НДС и пенсионной реформы, то его повышение рейтинга может стать косметическим, а такие действия будут восприняты как слабость монарха, что в монархическом ритуале недопустимо. Отсюда вывод – решать проблему, связанную с повышением пенсионного возраста, будут совершенно другими путями. Если чиновники из АП будут продавливать вмешательство Путина в реформу, то они лишь ударят по его личному рейтингу, но не сумеют выправить ситуацию.
Полагаем, что для повышения рейтинга Владимиру Владимировичу придется активно использовать внешнеполитическое направление. Эффект от присоединения Крыма проявился во время зимнего послания президента, когда Путин рассказал об оружии, которое есть у России. После послания рейтинг Путина резко вырос, а выборы были в тот момент выиграны.
Скорей всего, для повышения личного рейтинга Путин будет опираться именно на ту группу бояр, которые представляют «активную оборону», мобилизационную группу. Не исключено, что будут активизированы действия на постсоветском пространстве.
Симптоматично, что представители группы «пассивных уступок» склоняют Путина к активным действия в Беларуссии, тем самым реализуя интересы Запада. При этом западники выступают против принятия ДНР и ЛНР в состав России, считая, что такие шаги окончательно изолируют от них нажитые нажитые за эти годы капиталы.
Ведь в случае принятия ДНР и ЛНР вырастет не только рейтинг Путина, который может превысить 90 процентов, но и возрастёт санкционное давление со стороны коллективного запада, от которого западники целиком зависят.
Автор считает, что достаточно удачным ходом было бы развитие череды уголовных дел против неэффективных исполнителей в сфере налогового администрирования и администрирования пенсионных денег.
Говоря простыми словами, в нынешних условиях «народ жаждет крови» и этой «кровью» мог бы стать арест руководства ФНС и/или руководства крупнейших пенсионных фондов РФ. В том числе, показательные чистки в нескольких субъекта РФ территориальных органов ФНС и ПФР.
Впрочем, подобные зрелища будут иметь лишь временный эффект.
Главная сложность в том, что долгосрочные прогнозы по социально-экономическому развитию РФ не утешитель – «хлеба» будет всё меньше, а экономика так и будет стагнировать.
Вполне возможно, что ближайшие месяцы Путин объявит о «прорывных проекта» в различных сферах инфраструктуры, но сами по себе полезные мероприятия, с точки зрения популярности президента среди населения будут иметь лишь временный эффект.
Что до конкретных кадровых перестановок, то достаточно тревожно выглядит то, что в относительно небольшом количестве служб и других подведомственных ФОИВам органах власти произошли незначительные перемены. Прогнозируем, что до конца осени пройдет еще одна череда перестановок, которая затронет подведомственные федеральному правительству агентства, службы, корпорации.
Согласно авторской модели мы ожидаем, что будет происходить дальнейшее наступление новых дворян и новых бояр, которые будут пытаться претендовать на актив и должности старых дворян и старых бояр. Новую волну таких назначений мы увидим в сентябре 2018 года.
Что касается расклада сил непосредственно в «боярской думе 2.0», то аппаратные позиции окружающих Путина лиц колебались, но в целом политические котировки были стабильны.
Автор: Александр Устинов