Найти тему
Деловая Газета. Юг

Пенится прибылью: Производители кваса на Кубани расширяют возможности

Производители кваса вошли в свой самый жаркий сезон. Июль и август, по их собственному признанию, — пиковый период потребления кваса. Тем более, что охлаждающий национальный напиток с каждым годом набирает все большую популярность.

По данным министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Краснодарского края, даже в несезонные январь, февраль и март производство кваса на Кубани по сравнению с I кварталом прошлого года возросло на 260%. Местные компании приготовили 1,1 млн декалитров (или 11 тыс. тонн) этого напитка.

В крае десятки производителей кваса. Почти в каждом городе или районной станице есть свое небольшое предприятие. Как правило, они готовят квас классическим методом естественного брожения и разливают его в крупную тару. При этом ограничивают географию поставок тем районом, в котором находятся. Мелкая фасовка — более продвинутый уровень развития для квасопроизводящей компании, на который претендуют те, кто хочет плотно освоить рынок как минимум в масштабах региона.

«Мы работаем по всему краю — от побережья до самых северных станиц, и планируем в будущем запустить линию фасовки в бутылки, но пока поставляем напиток в кегах: оптом, в торговые точки, а также начинаем формировать сеть собственных точек — открыли пока одну, — рассказал коммерческий директор ООО «АСБ Групп», производящего «Афипский квас», Владимир Капралов. — Мы существуем только около двух лет и находимся пока на этапе развития, поэтому осваиваем все поэтапно».

Для компаний также характерно совмещать производство кваса и пива, так как квас все еще остается ярко выраженным сезонным продуктом, пиво же обеспечивает загрузку производства на весь год. Объемы производства кваса у кубанских пищевиков разные в зависимости от размаха компании. Так, «Афипский квас» ограничивается цифрой в 50 тонн в сутки, а самый крупный из местных производителей — завод «Прибой», после модернизации, проведенной в 2014 году, за сутки выпускает до 400 тонн «Староминского».

Эту отрасль тоже не обошло развитие технологий. Все более популярной становится вендинговая торговля квасом. Благодаря ей производители получают возможность не тратить деньги на оплату труда кассиров и продавцов. Покупателей обслуживает автомат, который нужно только загрузить ночью необходимым объемом напитка. Современные аппараты могут даже присылать смс–сообщения на телефон своему владельцу о ходе торговли.

В Краснодаре одной из наиболее плотно освоивших вендинговую торговлю является компания «Таманский квас», — сегодня ее автоматы стоят во всех самых проходимых местах города, компания также предлагает приобрести устройство для торговли ее продукцией.

Другие делают ставку на сети, что позволяет выйти за пределы региона. Так, завод «Прибой» завел «Староминский» квас в «Тандер», «Ленту», «О’Кей», «Пятерочку», «Перекресток», ростовскую сеть «Солнечный круг» и местный «Табрис». «Продукция представлена в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, республиках Крым и Калмыкия, рассказали на предприятии. Через дистрибьюторскую сеть продукция реализуется в Московской, Астраханской, Волгоградской, Тамбовской областях, в Санкт-Петербурге».

По данным регионального минсельхоза, кубанские производители смогли также освоить экспортный рынок и поставляют квас в Иран, Азербайджан и на Донбасс.

Все производители говорят, что готовят квас классическим методом, основу которого составляют вода, сахар, дрожжи и квасной солод или квасное сусло. Однако у каждого из них есть свои особенности, от которых и зависит неповторимый вкус напитков разных брендов.

«Несмотря на то, что рецепт кваса известен издревле, рецептура кваса — это самый главный козырь производителя, — говорит замкоммерческого директора ООО «Прибой» Людмила Косяникова. — Наш рецепт хранится в строжайшем секрете».

Сегодня рынок кваса на Кубани имеет потенциал к росту. Местные производители, с одной стороны, говорят, что три летних месяца кормят их весь год, с другой – отмечают, что сейчас возникла тенденция к реализации кваса в холодное время, а это вполне идет в русле современной культуры потребления. Поэтому игроки рынка настроены оптимистично и видят перспективы наращивания производства.

«Потенциал квасного рынка еще достаточно высок, несмотря на то, что конкуренция на нем очень жесткая, — говорит Людмила Косяникова. — Производителей кваса уже сейчас достаточно много — и региональных, и федеральных. Но квасной рынок очень динамичный. Мы думаем, что возможность выйти на федеральный уровень есть всегда».