Одна из самых болевых точек современной педагогики – мотивация ребенка. «Он ничего не хочет» – крайне распространенная жалоба родителей и учителей. Но так ли это на самом деле?
Пока человек жив, он, если не находится в запущенной депрессии, обязательно чего-то хочет. Другое дело – чего именно.
Наши родительские желания всегда предсказуемы. Мы хотим очевидных вещей: чтобы ребенок питался здоровой пищей, чистил зубы дважды в день, вовремя убирался в своей комнате и делал уроки, хорошо учился, был вежлив со старшими…
Список наших желаний огромен
А что насчет желаний самого ребенка?
Для многих родителей становится очень неприятным и неудобным откровением тот факт, что ребенок тоже может чего-то хотеть или не хотеть. И далеко не всегда его желания совпадают с родительскими. И это естественно! Другой человек = другие желания.
Но нас почему-то наличие этих «других» желаний жутко раздражает. Мы почему-то уверены, что лучше знаем, что надо ребенку. Ладно бы, речь шла о младенцах, но я каждый день в том или ином виде наблюдаю картины, когда родители буквально диктуют своим 8-, 10-, 12-, 16- и даже 20-летним детям, как надо жить и чего именно надо хотеть.
Но с чего мы взяли, что знаем это???
Мы можем лишь предполагать.
Тогда почему мы так категоричны?
Почему не высказываем свое мнение в виде предположения?
Почему не предлагаем свой вариант ребенку как альтернативу?
Почему, когда не знаем, что посоветовать ребенку, не можем прямо сказать ему об этом?
Потому что быть категоричным и всё знающим проще.
Родитель сказал — ребенок сделал.
Но этого ли вы хотите на самом деле?
Действительно ли вы мечтаете о том, чтобы ребенок слепо подчинялся вашим распоряжениям? Он же привыкнет! И так и не научится мыслить самостоятельно и принимать собственные осознанные решения. Хотя… Если вы планируете всю жизнь думать за ребенка, это вариант. Я вот за свою почти 12-летнюю дочь давно не думаю – она думает сама. И так гораздо радостнее нам обеим.
Когда мы подсовываем ребенку готовые решения, мы автоматически обесцениваем его способности. Тем самым мы как будто говорим ребенку: «Ты еще мало каши ел, чтобы поступить в этой ситуации разумно. Сейчас мама (папа, бабушка…) тебя научит». И учим.
Но есть одно «но»
Человека нельзя научить. Он может только научитьСЯ. То же относится к ребенку.
Пока карапуз сам не встанет на ноги, не начнет делать первые неуклюжие попытки перемещаться в пространстве при их помощи, не будет бесчисленное количество раз падать и подниматься – он так и не научится уверенно ходить.
И это касается всего!
Пока ребенок однажды не споткнется о свои разбросанные игрушки, он, вероятно, так и не поймет, что гораздо удобнее, когда они лежат в своих коробках, а не горой посреди дома.
Пока первоклассник однажды не схватит двойку, он, вероятно, так и не поймет, насколько это приятнее по ощущениям – получить в дневник «пять».
Пока ваш подросток однажды не проснется утром с красными глазами, он, вероятно, так и не поймет, насколько важно ложиться вовремя.
Но очень велика вероятность того, что и после всего этого он – не поймет.
Что делать?
Перестать требовать? И дальше сюсюкаться? Ждать, когда всё изменится само собой?
Я выбираю мотивировать и убеждать.
Это не совсем привычный для многих родителей способ общения с ребенком. Мы привыкли подгонять ребенка сзади. А приглашать его за собой, побуждать к осознанному поведению – это требует больше усилий, к которым родитель далеко не всегда готов. Но так и результаты затем соразмерны вложенным усилиям…
Что значит – мотивировать?
Мотивировать – значит помочь ребенку ответить на вопрос: «А ЗАЧЕМ мне это надо?»
Как только ответ найден, дело практически сделано.
Кстати, то же касается взрослых: пока человек не до конца ответил себе на вопрос «зачем я это делаю?», результаты его действий в разных областях жизни мало впечатляющие.
Приведу простой пример.
Моя дочь не так чтобы очень любит школу. (Ну, в этом она сегодня не одинока.) Конечно, лучшая мотивация ко всему – это любовь. Но если любви нет???
А если любви нет, просто объясните ребенку, зачем это всё ему. Вложите в свои слова всю силу убеждения. И наблюдайте, что будет происходит далее.
Так, у меня с моей дочерью пару лет назад состоялся такой диалог:
– Я не люблю школу! Не буду учиться! Кому это нужно?!
– Хм… Отличная идея! Но постой… Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
– Ветеринаром. Ты же знаешь.
– А, точно! Ветеринаром… И в чем будет состоять твоя работа?
– У меня будет своя ветеринарная клиника. Сама я буду проводить только самые сложные операции. Всё остальное будут делать другие ветеринары, которых я возьму на работу.
– А если они не справятся, что тогда?
– Как это не справятся??? Я возьму самых лучших.
– Да? А как ты узнаешь, что они – лучшие в своем деле?
– Ну, я же сама буду ветеринар. Я сразу пойму, лучшие они или нет.
– Но для этого ты сама должна быть очень хорошим ветеринаром.
– Ну да. Я и буду!
– Скажи, а очень хороший ветеринар должен уметь грамотно писать?
– Конечно! Как иначе он будет рецепты собакам и кошкам выписывать?
– А быстро и вдумчиво читать он должен уметь?
– Разумеется, мама! Посмотри, сколько у меня книг про животных. А будет еще больше! Это же всё надо читать и потом помнить.
– А считать должен уметь ветеринар?
– Ну, вообще-то нет, наверное. Но я должна уметь. Я же буду зарплату людям выдавать. Закупать в клинику оборудование, лекарства и т.д. Придется много подсчитывать.
– Читать, писать, считать… И это только небольшая часть того, что тебе потребуется для воплощения твоей мечты. А теперь я хочу спросить: ты в самом деле думаешь, что школа тебе не нужна, что школьные знания не пригодятся?
– …
Действуйте в интересах ребенка!
Это самый простой способ убедить ребенка и увлечь его за собой в осознанное будущее. Это то, что делает родитель-наставник каждый день. Потому что по-другому уже не может.
Наставнику чужда тактика принуждений. Наставник не кичится своим знанием и жизненным опытом. Наставник не читает нотаций. Он просто любит. И только потом учит. А еще он задает много простых и побуждающих к размышлению вопросов. Но главное – наставник верит. Безгранично верит в мечту своего ребенка.
Замешанная на любви и вере в мечту, мотивация ребенка всегда приносит совсем другие плоды – более сочные и более сладкие.
Выбор снова за вами.