У филологов и культурологов собственные ответы на этот вопрос, а сам Толкин вообще говорил: "Оба круглые!" Но это канал мёртвого музыковеда и поэтому ответ другой.
Лейтмотивы.
Лейтмотив — это музыкальная тема, которая символизирует кого-то или что-то (персонажа, предмет, ситуацию).
Рихард Вагнер не изобрёл лейтмотивы, он даже само это слово не использовал (а ввёл его музыковед Йенс). Но именно у Вагнера лейтмотивы стали системой. Их у него невероятное количество, порой вся музыка складывается из лейтмотивов-символов. "Кольцо нибелунгов" — это огромный (пятнадцать часов музыки) оперный цикл. В нём четыре оперы — "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов". В них звучат лейтмотивы судьбы и рока, меча, золота... и, конечно, лейтмотив Кольца.
В обзоре лейтмотивов оперной тетралогии Вагнера тема Кольца появляется на 3.10.
Создавая саундтрек к "Властелину Колец", Говард Шор использовал систему лейтмотивов. Конечно, музыкальные темы другие, и сама система у него несколько проще — она рассчитана на широкую аудиторию, а не на искушённых оперных слушателей. Но принципиально это такая же система — более чем сто пятьдесят лет спустя.
Далее: перевод текста ролика "Lord Of The Rings: How Music Elevates Story".
"Властелин Колец: как сюжет отражается в музыке"
"Прежде чем вы увидите первый кадр кинотрилогии "Властелин Колец", вы услышите хор, поющий что-то тревожное в гармоническом миноре. Это тема эльфов Лотлориэна и одновременно тема Галадриэль, которая расскажет историю Единого Кольца в прологе — после того, как тема Кольца прозвучит с первыми титрами.
Когда пролог заканчивается и минор сменяется мажором, повествование переходит к Бильбо и настроение меняется. Тема Шира звучит, когда кадры показывают Шир на карте. Она сменяется темой Братства Кольца.
Эти четыре темы (Кольца, Галадриэль, Шира и Братства) — главные лейтмотивы фильма".
"Чтобы показать, как Говард Шор работает с лейтмотивами, рассмотрим развитие темы Братства Кольца в первом фильме. У неё больше всего вариантов и её развитие наиболее драматическое".
Прим. мёртвого музыковеда: лейтмотивам вагнеровского типа свойственно меняться и превращаться в новые по мере того, как развивается история. Неизменные темы-символы — это упрощённая версия. Работа Говарда Шора выделяется тем, что он берёт именно сложный классический вариант.
"Прежде чем тема Братства прозвучит полнозвучно и героически-мощно, Шор проводит несколько более мягких и скромных её вариантов. Когда Фродо и Сэм покидают Шир, звучит короткий фрагмент темы, предвосхищающий её звучание в конце фильма.
Следом вступает музыкально контрастный вариант той же темы, более мрачный — в это время Гэндальф скачет в Изенгард для совета с Саруманом. Здесь музыка "предсказывает" будущее, говоря о предательстве Сарумана задолго до того, как оно случится.
Снова тема Братства появляется, когда хоббиты следуют за Арагорном. Она набирает мощь — звучат сразу три валторны, а ударные инструменты придают теме беспокойный, тревожащий характер.
После этого тема отступает в тень — до того момента, когда Фродо получит рану моргульским клинком. В этот момент две темы соединяются: тема Братства и тема призраков Кольца. Тема Братства как будто распадается, подавленная другой темой.
Позже, в Ривенделле тема Братства проводится трижды в полном, мощном оркестровом звучании. Второе её появление — самое любопытное. Она "смешивается" с темой Шира. Музыка словно открывает кинозрителю мысли хоббитов, которые больше всего хотели бы вернуться домой и жить спокойно, но понимают, что должны отправиться в путь.
Вновь в полном звучании тема возвращается в шахтах Мории. Это последние часы, когда Братство всё ещё действует вместе, когда Гэндальф с ними. После этого тема Братства будет возвращаться лишь "ослабленной", будто разделённой на части, неуверенной. Она прозвучит во время гибели Боромира и во время ухода Фродо и Сэма. Лейтмотив здесь будет объединять, связывать смыслом далёкие, казалось бы, друг от друга сюжетные повороты.
Говард Шор так же работает и с другими лейтмотивами в саундтреке трилогии: темы будут распадаться и ослабевать, соединяться вновь и достигать мощного, победного звучания — подчёркивая и усиливая драматизм событий. Лейтмотивы сплетутся в сложную сеть. Саундтрек Шора — не просто иллюстрация или звуковая подложка, это невидимый слой чистого эмоционального воздействия, драматический контрапункт.
Вероятно, это самая сложная и цельная работа с лейтмотивами в истории кино".
(с) Nerdwriter1
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!