Пришла беда откуда не ждали.
Большой театр России в конце сезона утвердил новые правила продаж и без лишней скромности объявил, что завершил эпоху спекуляции.
Теперь, с нового сезона, чтобы попасть на абсолютно любой спектакль Большого театра придется предъявлять паспорт.
ВОТ КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ:
ШАГ 1
За три месяца до желаемого спектакля, в первый день продаж, в субботу, с 11:00 до 17:30, билеты можно будет купить только в кассе, отстояв реальную очередь. При покупке вам нужно будет обязательно предъявить свой паспорт и паспорт (можно копию) того человека, кто составит вам компанию. Купить билеты по своему паспорту двум другим людям невозможно. Внести изменения в эти данные потом невозможно. Ну или почти невозможно (были случаи, когда по очень слезным просьбам, рассмотрев все документальные свидетельства, главный администратор шел навстречу зрителям, у которых заболел или не смог пойти по другим причинам родственник, снисходил и позволял в день спектакля переоформить билет на другого зрителя).
ШАГ 2
В 17:30 того же первого дня продаж все нераскупленные в очереди билеты появятся на официальном сайте Большого театра. При их покупке также потребуется ввести паспортные данные именно тех лиц, которые в итоге пойдут на спектакль. После оплаты вам придут не билеты, а эдакий талон 21-го века — сертификат, который уже потребуется менять у администратора на билеты настоящие (вновь предъявив паспорта указанных зрителей).
ШАГ 3
Спустя 4 недели все нераспроданные по этой схеме билеты поступают в свободную продажу.
Важно, что билеты, купленные по паспортным данным в первые 4 недели будут другого цвета.
Эдакая метка, сразу выдающая вас. И на входе в театр на спектакль, вам придется в обязательном порядке свой паспорт предъявить. Забыли паспорт? Можете идти домой.
Зрители по билетам, купленным без привязки к паспорту, смогут комфортно проходить без этой унизительной процедуры.
ТАК ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО?
ПЕРВОЕ
Вы не сможете купить билеты знакомым, друзьям, начальнику, родителям, не запросив у них предварительно паспортные данные. Причем это для покупки онлайн. Для того, чтобы получить действительно недорогой билет на комфортное место — придется тащить их в очередь. Будете вы это делать? Вряд ли, правда? А иностранцам и иногородним жителям России так вообще можно будет про эту опцию забыть.
ВТОРОЕ
Если у вас к дате спектакля изменятся планы, вы не сможете просто так порадовать знакомых/друзей/родных билетами. Они в театр просто не попадут. Переоформлять его на другие документы не будут, поскольку этой мерой могут так же запросто пользоваться спекулянты.
И вот вы уже видите логический тупик, да?
Вам по сути дают приоритетное право покупки перед спекулянтами. Но чтобы им воспользоваться, вы должны за три месяца до события (а именно в такой срок билеты поступают в продажу) дать своего рода гарантию, что сможете быть. А если не сможете, то не сможете. В лучшем случае можете озаботиться процедурой возврата. Но имейте в виду: процедура возврата еще не проработана (это не я придумал, так отвечает Большой театр).
И тут приходит время самого смешного.
Аннонсируя это ноу-хау, Большой театр признает, что мера сопряжена с массой неудобств для простых зрителей, но (!) якобы она успешно обкатала себя на главных блокбастерах театра — новогоднем «Щелкунчике» и балете «Нуреев» Кирилла Серебренникова.
И театр триумфально провозглашает конец эпохе спекулянтов.
Но вы наверное уже догадались, что по факту все совсем не так. По факту, билеты, которые спустя 4 недели попадут в свободную продажу и не будут требовать паспортных данных, — станут той самой квотой перекупщиков.
Будет создан искусственный ажиотаж. На хорошие места у спекулянтов билеты будут продаваться не в 5, а в 10 и 20 раз дороже. Мол, вы же понимаете, их теперь совсем не достать.
И, конечно, их продолжат покупать.
Почему? Потому, что люди, которые покупают эти билеты по 30-80 тысяч рублей у спекулянтов, вообще-то не очень задумываются о том сколько эти билеты там на самом деле стоят. Им важно, чтобы билеты реальными, чтобы по ним пустили в театр без проблем, и чтобы не нужно было стоять в очередях, что-то караулить. И этими билетами они хотят распоряжаться по своему усмотрению — кому-то подарить, сводить иностранных друзей или партнеров, отправить в последнюю секунду кого-то вместо себя.
Поэтому на доходах спекулянтов эта мера не скажется примерно никак. Билетов в их распоряжении станет меньше. Стоимость и ценность их станет выше. Желание раздобыть именно их и не привязываться к паспорту вырастет в разы.
Да, кому-то возможность попасть в театр по номиналу, пусть и сопряженная с талонами, паспортными досмотрами и прочей ностальгией по советскому прошлому, безусловно придется по вкусу.
Но давайте не будем питать себя иллюзиями о конце «Эпохи спекуляции», по сути просто предоставляя им комфортную бизнес-модель.
Понятно же, что за билетами не по паспортным данным будет настоящая охота.
И понятно, что "новая" схема Большого — для них довольно комфортна.
РЕШЕНИЕ У ПРОБЛЕМЫ ТОЛЬКО ОДНО —
это законодательное регулирование билетного рынка. После скандального инцидента в очереди МХТ годичной давности, когда сотрудники театра отодвинули очередь зрителей, чтобы пропустить вперед знакомых спекулянтов, этот закон обещали.
Прошло полтора года — его нет.
На сегодняшний день ситуация такова, что абсолютно каждый театр устанавливает свои нормы и порядок покупки/обмена/сдачи билетов, как пожелает. Порой совсем причудливым образом. И все разбирательства часто сопряжены с конфликтом. О таких случаях мало известно, потому что ну кому есть дело что какому-то зрителю вернули не полную стоимость. Или отказали в возврате. В этих конфликтах кто-то трактует билет в театр как товар, кто-то как услугу.
Но билет в театр — это не товар и не услуга, это — билет. И это билет не на поезд, автобус или самолет — это билет в театр. К сожалению для законодателей, им надо немного поработать, вывести эту категорию отдельной графой, учесть театральную специфику и урегулировать билетный рынок.
И автоматически в этом законе необходимо предусмотреть регуляцию билетной спекуляции. Да, нет ничего предосудительного, что какие-то "агентства" захотят отстоять вместо кого-то очередь, привезти кому-то билеты с доставкой и взять за эти услуги дополнительную стоимость, но у них должен быть чек (а сейчас его нет ни у одних спекулянтов), где все дополнительные услуги должны быть расписаны. С этих услуг должны быть выплачены налоги. И стоимость билета, включая все сопутствующие дополнительные услуги, не должна превышать, например, 50% от номинальной стоимости билета.
И все.
Это просто, как божий день.
И не будет больше у нас продаваться билетов номиналом в 700 рублей по 5000.
И вот это будет — настоящий конец эпохи спекуляции, а не какое-то громкое заявление, звенящее своей пустотой.
Но для этого законодателям придется поработать. И налоговой придется поработать. Всего-то? Но оказывается им это сложно.
И не придется тогда никакому театру изобретать велосипед. А «главному театру страны» вводить паспортный досмотр и заигрывать иллюзией борьбы с перекупщиками.
Напоследок, хочу напомнить, что единственный рабочий инструмент борьбы со спекуляцией, доступный на сегодняшний день, — это просто ни при каких обстоятельствах не покупать билеты у спекулянтов. Даже если они продают нераспроданное в день события по номиналу или ниже.
Эта мера уже приносит свои плоды — жене одного из самых крупных «агенств» спекулянтов приходится лично в фейсбуке спихивать нераспроданное, плохо делая вид, что она занимается благим делом — помогает людям попасть в театр на желанные спектакли.
Не берите билеты у спекулянтов!
И будем надеяться, когда-нибудь эти времена закончатся...
Ну или хотя бы, что Большой взвесит все риски и одумается...
Когда-нибудь, хотя бы в порядке исключения, должна же головная боль администрации перестать быть головной болью зрителей.
___________
Источник материала, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/460858964363012
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant