Во время хаджа некоторые паломники считают греховными нижеперечисленные вещи, хотя они для них являются разрешенными:
- Разрешено совершать полное омовение даже при отсутствии в нем необходимости. А необходимость полного омовения наступает, к примеру, по причине поллюции. При этом также можно протирать волосы головы. В обоих «Сахихах» и в других сборниках хадисов передается со слов ‘Абдуллаха бин Хунайна, что (во время пребывания) в Абве ‘Абдуллах бин аль-’Аббас и аль-Мисвар бин Махрама разошлись во мнении (по одному вопросу). ‘Абдуллах бин ‘Аббас говорил, что паломник, находящийся в состоянии ихрама, может мыть голову, тогда как аль-Мисвар утверждал обратное. (‘Абдуллах бин Хунайн сказал): «И ‘Абдуллах бин аль-’Аббас послал меня к Абу Аййубу аль-Ансари, которого я нашёл совершающим полное омовение между столбами (колодца, где он находился), отгородившись (от других своей) одеждой. Я приветствовал его, а он спросил: „Кто это?“ Я ответил: „Я, ‘Абдуллах бин Хунайн. ‘Абдуллах бин аль-’Аббас послал меня к тебе, чтобы спросить о том, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мыл голову, находясь в состоянии ихрама“. (Услышав мои слова,) Абу Аййуб взялся рукой за одежду и опустил её вниз настолько, что мне стала видна его голова, после чего сказал человеку, лившему на него (воду): „Лей“, и тот стал лить воду ему на голову. Затем он принялся протирать голову руками, проводя ими назад и вперёд, а потом сказал: „Я видел, что так же поступал и (пророк), да благословит его Аллах и приветствует“». В версии хадиса, который привел Муслим, этот хадис завершается словами аль-Мисвара, обращенными к Ибн ‘Аббасу: «Я больше никогда не буду спорить с тобой». Аль-Байхаки привел через хороший иснад следующее предание от Ибн ‘Аббаса: «Иногда ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил мне: „Давай нырнем в воду и узнаем, кто из нас дольше продержится без воздуха“, хотя мы оба были в состоянии ихрама». Также Абдуллах бин ‘Умар передал, что «когда Асим бин ‘Умар и Абдуррахман бин Зейд находились в море, они окунались, погружая голову друг друга в воду, а ‘Умар, смотря на них, не выражал им своего порицания».
- Разрешено чесать голову, даже если в результате этого выпадет несколько волос, о чем свидетельствует вышеупомянутый хадис Абу Аййуба. Также Малик привел следующее предание (1/358/92) от Умм Алькамы бинт Абу Алькамы, которая сказала: «Я слышала, как Айше, жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был задан вопрос о человеке, находящимся в состоянии ихрама: «Дозволено ли ему чесать свое тело?» Айша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Да, паломник может чесаться и даже сильно. Если бы мои руки были связаны, а мне захотелось бы почесаться, то я бы сделала это ногами». Иснад этого предания является хорошим ввиду наличия других, подтверждающих его сообщений. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в «Аль-Маджмуа аль-Кубра» (2/368) сказал: «Если у человека, находящегося в состоянии ихрама, чешется тело, то он может его почесать. Также ничего страшного, если при совершении полного омовения выпадет несколько волос».
- Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Об этом свидетельствует хадис Ибн Бухайны: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в состоянии ихрама, был в Ляхйи Джамаль, ему отворили кровь (,сделав разрез) на темени». (Хадис согласован). Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Аль-Манасик» (2/338) сказал: «Если у человека, находящегося в состоянии ихрама, чешется тело, то он может его почесать. Также он может делать кровопускание на голове и других частях тела. Если для этого потребуется сбрить какую-то часть волос, то это разрешено согласно хадису, приводящемуся в «Сахихе». (Здесь Ибн Таймиййа приводит текст хадиса). Далее он говорит: «Кровопускание ведь возможно сделать только после сбривания некоторой части волос. Также ничего страшного, если при совершении полного омовения выпадет несколько волос, даже несмотря на твердую уверенность в том, что это случилось именно при омовении».Такова позиция ханбалитского мазхаба, о чем говорится в «Аль-Мугни» (3/306), однако далее там сказано: «…но этот человек должен совершить искупительное действие (фидья)». О том же самом говорили имам Малик и другие ученые, в отличие от Ибн Хазма, который после приведения данного хадиса сказал (7/257): «он, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщил о необходимости выплаты штрафа или фидьи. Если бы это было обязательно, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не обошел бы вниманием данный вопрос. Ведь довел же до нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которого были густые волосы, запрет на бритье головы в состоянии ихрама».
- Разрешено вдыхать приятные запахи и удалять сломанный ноготь. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Находящийся в состоянии ихрама может входить в баню (для совершения полного омовения), удалять зуб, вдыхать приятные запахи и удалять сломанный ноготь». Далее он продолжил: «Удаляйте то, что вас мучит, ведь, поистине, Великий и Всемогущий Аллах не желает причинять вам страдания». Это предание привел Аль-Байхаки (5/62-63) через достоверный иснад. Такого же мнения придерживался Ибн Хазм (7/246). Имам Малик, в свою очередь, привел сообщение Мухаммада бин Абдуллы бин Абу Марьям, который однажды, находясь в состоянии ихрама, спросил Саида бин Аль-Мусайиба о своем сломанном ногте. Тогда Саид ему ответил: «Отрежь его!».
- Разрешено укрываться от солнца в палатке, под солнечным зонтом, в машине. Что касается некоторых групп мусульман, которые считают необходимым снятие крыш автобусов, служащих для перевозки паломников, то подобные действия относятся к крайностям и излишествам в религии, запрещенным Господом миров. Так, достоверно сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения хаджа велел своим сподвижникам установить для себя в Намире палатку, в которой он затем остановился (о чем речь пойдет в пунктах № 57-58). Также Умм Аль-Хусейн, да будет доволен ею Аллах, передала следующий хадис: «Я совершала хадж вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время его прощального паломничества и видела рядом с ним Усаму и Биляла. Один из них держал за поводья его верблюдицу, а другой — прикрывал его своей одеждой от жары до тех пор, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба)». Этот хадис привели Муслим и аль-Байхаки. В то же время аль-Байхаки приводит следующее предание от Нафи’: «Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, заметив, что один мужчина, находившийся в состоянии ихрама, сидел на верблюде и скрывался от солнца, сказал ему: «Пожертвуй собой во имя Того, ради Которого ты вошел в состояние ихрама». А в другой версии этого предания сообщается о том, Ибн ‘Умар увидел Абдуллаха бин Рабиа, находившегося в состоянии ихрама, который укрывался от солнца. Он установил посередине своего седла шест, на который была натянута одежда. Встретив его, Ибн ‘Умар запретил ему это. Относительно этих двух преданий я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. редактора) скажу следующее: возможно, что до Ибн ‘Умара не дошел вышеупомянутый хадис от Умм аль-Хусейн, поскольку то, что он запретил, противоречит тому, что совершал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В этой связи аль-Байхаки сказал: «Таково предание о высказывании и поступке сподвижника, тогда как хадис от Умм аль-Хусейн, свидетельствующий о действиях самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является достоверным». Это означает, что приоритет принадлежит хадису от Умм аль-Хусейн и руководствоваться следует им. Примечательно, что аль-Байхаки назвал главу, в которой он приводит это сообщение, так: «Находящийся в состоянии ихрама может укрываться в тени, используя для этого любую вещь, которая не должна касаться его головы». Я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. редактора) говорю: исходя из всего вышеизложенного, читатель сам может сделать вывод об (ошибочности) следующих слов шейх аль-Ислама (Ибн Таймии): «Наилучшим для человека, находящегося в ихраме, является пожертвовать собой во имя Того, ради Которого он вошел в состояние ихрама, ибо так поступили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и совершавшие вместе с ним хадж сподвижники». Примечание: Ученые говорят о том, что нет проблем, если человек положит на свою голову то, что обычно не используется как головной убор. Как допустим, если кто-то будет нести свой чемодан на голове и что-то подобное.
- Паломнику разрешается поддерживать свой изар (кусок ткани, обворачиваемый вокруг бедер), используя либо специальный пояс, либо обычный ремень, либо просто завязав его в узел в случае необходимости. Человеку, находящемуся в ихраме, разрешено носить перстень, наручные часы и очки в силу отсутствия хадисов, запрещающих подобное, а также ввиду наличия некоторых сообщений, указывающих на допустимость этого. Так, однажды Айшу, да будет доволен ею Аллах, спросили о ношении паломниками пояса. Она ответила: «Что же в этом плохого? Пусть паломник надежно хранит свои деньги». (Иснад этого предания достоверный). В другом сообщении от Аты, который являлся одним из табиинов, сказано: «Паломник может носить перстень и использовать пояс.» (Это предание привел аль-Бухари в форме «та’лик»). Я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. редактора) говорю: что касается часов и очков, то ношение этих вещей разрешается так же, как колец и поясов, ввиду отсутствия текстов, которые запрещали бы это.
﴿ وما كان ربك نسيا ﴾
«А Господь твой не забывчив» Сура «Марьям», аят 64.
Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения, так возвеличьте Аллаха за то, что Он наставил вас на Прямой Путь. Быть может вы будете благодарны!