Найти тему
PRO BOard Games

Аналитика настольных игр: Как не пожалеть о потраченных деньгах на настольные игры на Kickstarter?

Просматривая множество статей о разочарованиях в проектах Кикстартер после первой же партии, о расстроенных чувствах вложившихся в проект на стадии получения заветных коробок, о возмущении качеством полученного, разительно отличающимся от заявленного на странице проекта зачастую приходит в голову мысль написать некую статью-предостережение, которая поможет определится вам с выбором - в какой проект вложить (и вкладывать ли вообще) свои деньги. Данная статья адресована скорее новичкам Кикстартер и других подобных площадок, но возможно, и бывалые пользователи найдут тут что то полезное.

Сразу стоит, наверное, оговориться, что без знания английского языка вкладывать свои деньги в англоязычные проекты наверное, не стоит - вы не сможете сами критически оценить суть игры, и, рискуете даже заблуждаться в выводах насчет жанра - картинки на странице проекта не всегда соответствуют тексту под ними

При знакомстве с проектом следует начать с поиска признаков “серьезности” проекта:

-2

Обратите внимание на автора Кикстартер. Есть ли у него другие проекты, или это его первый выход на большую сцену? Посмотрите на другие его проекты (если они есть) - успешны они или нет? Известны игры или нет? Очевидно, что участвуя в проектах известных компаний вы снижаете свои собственные риски как вкладчика, хотя невозможно не привести несколько примеров весьма успешных новичков - например, Diemension Games со своим Deep Madness - хотя, зачастую такие проекты испытывают определенные трудности с соблюдением сроков поставки.

Во-вторых, стоит внимательно изучить состав страницы Кикстартер. Уважающий себя проект включает следующий список пунктов:

  • Об игре. И чем подробнее этот пункт, тем лучше. Такая простая, казалось бы, вещь как вступление, прекрасно показывает, насколько серьезно авторы подходят к бэкграунду своей игры.
  • Игровой процесс. Чем подробнее он описан - тем легче сделать выбор, нужна ли данная игра в вашей коллекции. Самые изобретательные компании, такие как Roxley Games в своем проекте Brass вообще прибегают к помощи gif-изображений для более наглядного изображения
  • Игровые правила. Именно так. Ссылка на pdf-версию правил - пусть даже и не окончательную, но дающую вам подробное представление о том, что вас ждет во время игрового процесса.
  • Отзывы игроков. Пусть даже вам ничего не скажут имена и никнеймы этих людей - но наличие отзывов само по себе говорит о том, что игра - это уже не голая идея, а нечто, уже воплощенное в реальности.
  • Видео-обзоры. Вот тут уже стоит пристальнее посмотреть на авторов - наличие знакомых имен говорит о многом - Watch it played, The dice tower, BGG TV - известные видео-блогеры обычно выпускают обзоры только на те игры, которые интересны им самим - а их избалованный вкус настолько придирчив, что в обзоре откровенно слабых продуктов они не участвуют. С другой стороны, любой видео-обзор является важным элементом проекта - наглядный игровой процесс гораздо лучше домысливания прочитанного pdf.
  • Stretch goals. Цели на вырост - становой хребет любого проекта на кикстартер. Краудфандинговые площадки - это не магазин, и об этом нельзя забывать. Вы не покупаете коробки в магазине - вы УЧАСТВУЕТЕ в создании проекта. Вы прикладываете руку к осуществлению чьей-то мечты. Так или иначе, stretch goals - одна из немаловажных частей проекта.
  • Доставка. Внимательно изучите этот пункт, перед тем, как вкладываться в проект. Современная логистика такова, что даже известные компании не обещают нам доставку в Россию - и надо быть очень внимательным, чтобы не упустить столь важный момент из вида. Несомненно, найти варианты доставки через “вторые руки” возможно, но, зачастую стоимость доставки возрастает существенно.
-3

Практика и опыт показывает, что проект известной студии, содержащий в себе все вышеперечисленные пункты с вероятностью 99% будет успешным и оправдает ваши ожидания - с условием того, что правила и сеттинг вам понравились. Идеальным проектом, с точки зрения оформления и преподнесения аудитории можно считать любой проект студии CMON - ребята серьезно подходят к вопросу организации Кикстартер - пусть даже их игры нравятся не всем, но согласитесь, с точки зрения оформления проекта - выше всяких похвал. Другое дело, что как и на всяком другом Кикстартер, у CMON есть определенные проблемы с организацией и доставкой, но об этом мы поговорим позже.

Несомненно, идеальных проектов не так уж и много в мире, но можно попытаться составить свой собственный необходимый минимум элементов, размещенных на странице. Практика показывает, что есть несколько элементов страницы, без которых проект выглядит, как минимум неуверенно. Итак, перечислим их:

-4

Игровые правила. Без них вы поддерживаете ”кота в мешке”. Не стоит доверять размытым описаниям проекта в описательной части - зачастую конечный результат отличается от описанного в начале. Взять, допустим недавний проект - The Hunters AD 2114 - авторы допустили ошибку, забыв в описании игры указать, что нас ожидает прохождение увлекательной кампании, которая представляет из себя увесистую книгу. В результате получилось, что разработчики представили аудитории этакого футуристического Манчкина. Впрочем, в данной ситуации это, так скажем, счастливая ошибка, однако, представьте себе, что поддержав евроигру, вы получите кооперативный америтреш. Поэтому и стоит обходить стороной проекты без игровых правил.

Stretch goals. Цели на вырост важно изучить внимательно. Хотя, повторимся, мы не совершаем покупку, поддерживая проект, но стоит повнимательнее рассмотреть, что именно предлагают нам разработчики. Цели на вырост стоит разделить на несколько категорий:

  • Улучшения игры. как уже писалось выше, это обширная категория, в которую входит как улучшение качества компонентов, так и замена одних компонентов другими - например, замена миплов фигурками. это важная часть проекта, которая зачастую говорит нам о том, что авторы хотят продолжить свою деятельность по завершению Кикстартер и начать работу с ритейлом. А для нас - это лишнее подтверждение серьезного настроя у разработчиков. Примеров подобных улучшений множество - начиная от кастомных ресурсов и дополнительного расширения карты в Scytne (хотя именно в “Серпе” подобные “улучшалки” выглядят скорее избыточными) и заканчивая кастомными дайсами, картами дополнений и мешочками для компонентов в Western Legends
  • Введение дополнительного контента. Различные аксессуары для базовой версии игры - кампании, паки героев, дополнительные игровые поля, и прочая и прочая - список ограничен исключительно фантазией авторов. разнообразие в данном аспекте говорит нам о том, что разработчик уверен в себе - ведь каждая цель обычно связана с неким денежным порогом, который проект обязан преодолеть для её активации, соответственно, чем больше целей - тем больше денег ожидает получить автор. А большие цифры на сборах - еще один плюс к “солидности” проекта. Впрочем, есть и обратная сторона - вспомним, к примеру такую игру как Folklore: The Affliction, открытый дополнительный контент для которой раздул цену доставки до невероятных размеров.
  • Эксклюзивы Кикстартер. Собственно, эксклюзивом может быть как дополнительный контент игры, так и улучшение. К целям такого плана следует относится весьма внимательно: иногда разработчики используют их, так сказать, “в корыстных целях”: игра без эксклюзивов выглядит (да и порой на самом деле является) неполноценной - проигрывает кикстартерной версии в реиграбельности или вариативности, испытывает нехватку компонентов (мало кубиков в базовой коробке - знакомая проблема?). Эксплуатация потребительских чувств вкладчиков - обычная практика на кикстартер, однако проект от малоизвестного автора, состоящий из эксклюзивов более чем наполовину, а то и вообще являющийся эксклюзивом Кикстартер, должен заставить вас трижды подумать перед тем, как вкладывать деньги. В качестве примера тут, наверное, можно упомянуть практически любой из проектов от CMON - каждый раз, когда их игры выходят в розничную продажу, все те, кто не успел вложится в Кикстартер начинают, образно говоря кусать локти.
-5

Видео игрового процесса. Не настолько важно, как, допустим, правила, однако является признаком состоятельности проекта.

Вот, пожалуй и все пункты, на которые следует обращать внимание на первой стадии изучения проекта. Пусть вас не отвлекают от скептического взгляда на проект ни красивые картинки коробки с игрой, ни арт, ни хвалебные описания проекта: главное - на первом этапе изучения проекта убедится в том, что авторы настроены серьезно.

На этом, пожалуй, можно закончить с “начальной аналитикой” проектов кикстартер.