Найти тему
Джаз.Ру

Из альманаха «Эрмитаж. Джаз: серьёзное и курьёзное». Про гитару Кузнецова

18 и 19 августа в Москве состоится XXI фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж». Группа московских джазовых энтузиастов, разбросанных судьбой по разным городам и странам, выпускает к фестивалю альманах материалов об истории российской джазовой сцены, который называется «Эрмитаж. Джаз: серьёзное и курьёзное». Общую редакцию альманаха выполнили продюсер фестиваля Михаил Грин, а также постоянный автор «Джаз.Ру» Михаил Кулль (Израиль) и житель Мюнстера (Германия) — Игорь Рыбак.

Альманах выпущен ограниченным тиражом и будет распространяться только на фестивале. Составители любезно разрешили «Джаз.Ру» опубликовать несколько небольших текста из альманаха. Сегодня — вторая часть этой публикации: ещё одна маленькая история, которую написал Михаил Грин (см. первую историю: про Лу Табакина и Данилу Мастера).

Алексей Кузнецов и тот самый Gibson (фото © Павел Корбут)
Алексей Кузнецов и тот самый Gibson (фото © Павел Корбут)

Гитара Кузнецова

Дело было летом 2004 года. По Москве прошел слух, что Игорь Бутман привозит в свой клуб ансамбль самого великого джазового органиста Джимми Смита. Это был один из тех моих кумиров, кого я мечтал хоть разок послушать живьем. И вот мечты сбываются! В один из июльских вечеров я пришёл в Le Club. Там было не протолкнуться. Столики придвинули вплотную к сцене, чтобы разместить побольше народу, а в проходе у стойки бара люди (в основном, музыканты) толпились, напоминая токийское метро в час пик. Мне несказанно повезло, когда один из завсегдатаев моего джаз-клуба, разглядев меня в толпе, позвал за свой столик, который располагался вплотную к сцене. Вскоре концерт начался, и я полностью погрузился в музыку своего кумира. В метре от меня на сцене сидел в красной бейсболке с надписью «ФСБ» замечательный гитарист Фил Апчёрч, которого я знал по записям с другими музыкантами. Поразило, что Джимми Смит выглядел очень болезненно, руки у него дрожали, а левая рука вообще была в гипсе. И, тем не менее, это был тот самый «невероятный» Джимми Смит с его потрясающим драйвом и техникой. От сцены невозможно было оторваться.

Фил Апчёрч, Игорь Бутман, Джимми Смит. 5 июля 2004, «Ле Клуб» (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Фил Апчёрч, Игорь Бутман, Джимми Смит. 5 июля 2004, «Ле Клуб» (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В перерыве между отделениями я подошел к бару, чтобы поздороваться со знакомыми музыкантами. Одним из них был наш замечательный гитарист Алексей Кузнецов, приехавший прямо после своего концерта послушать легенду мирового джаза. Лёша сразу спросил меня, не разглядел ли я гитару, на которой играет Апчёрч. Его заинтересовал её звук. Я сказал, что спрошу об этом у американца. Затем я отправился на свое место и стал ждать второго отделения. Фил Апчёрч появился первым и начал неспешно перебирать струны своей гитары. Я понял, что самое время с ним познакомиться. Я представился, а затем спросил про его инструмент. Надо сказать, что Фил просто расцвёл после этого вопроса и сразу начал показывать мне все возможности своей гитары. Затем он гордо заявил, что эта японская гитара носит его имя (и действительно на её грифе красовалась надпись PHIL UPCHURCH). Она выпускается лимитированной серией и стоит несколько тысяч долларов. После этого я рассказал ему, что на концерте присутствует наш лучший джазовый гитарист Алексей Кузнецов, который очень заинтересовался его гитарой, и что я хотел бы их познакомить, а потом готов его угостить чем-нибудь горячительным в баре. На том и порешили.

После окончания концерта я подвел Апчёрча к Кузнецову, представил, и тут у них пошёл профессиональный разговор. Алексей Алексеевич, по-моему, подарил ему свои CD и DVD. В конце продолжительной беседы Фил несколько, как мне показалось, снисходительно спросил у Кузнецова:

— Ну а ты, Алексей, на чём обычно играешь?

Лёша открыл кофр и вытащил свой Gibson. И вдруг я вижу, что лицо у американца вытянулось, и он не может подобрать слов от изумления.

— Ты на этом инструменте постоянно играешь? — наконец спрашивает Фил.

— Вообще-то да, — отвечает Кузнецов.

— А где твоя охрана? — продолжает недоумевать Фил Апчёрч.

— Какая ещё охрана? — теперь недоумевает наш гитарист.

— А ты хоть представляешь, сколько твой Gibson стоит? — не унимается американец. — Это же Gibson из очень лимитированной серии начала 70-х. Его сейчас можно купить только на аукционе тысяч за 25 долларов, — несколько расстроено заявляет Апчёрч.

И тут я понимаю, что самое время предложить ему выпить и, распрощавшись с Алексеем Кузнецовым, увожу Фила в бар. И пока мы там сидим, он каждые пять минут вздыхает и бормочет «Ах, какой классный Gibson у Алексея!». В этот момент на нас обращает внимание замечательный фотограф Павел Корбут и предлагает сделать снимок, который вы и можете видеть на этой странице.

Фил Апчёрч и Михаил Грин
Фил Апчёрч и Михаил Грин

P.S. После этого, встречая Лёшу Кузнецова с гитарой, я неизменно спрашивал, где его охрана… А он через несколько лет мне грустно посетовал, что эта гитара на самом деле была не его, её ему выдавали под расписку, пока он сотрудничал с оркестром кинематографии, а затем забрали. И теперь она пылится без применения на складе… Но Филу Апчёрчу об этом знать не обязательно, а то он ещё больше расстроится.