Несмотря на: а) развитие сетевых платформ вроде бэндкампа и спотифая, позволяющих обходиться вообще без физических релизов, и б) краудфандинга, минимизирующего вклад со стороны издателя в финансировании записи, производства и продвижения музыкальной продукции, рекорд-лейблы по-прежнему играют важную роль на инди-сцене Испании. Есть пара десятков наиболее коммерчески успешных групп, имеющих контракт с транснациональными звукозаписывающими компаниями вроде Sony или Warner. Именно эти группы имеют плотный гастрольный график, именно на их концерты собираются аншлаги, именно они могут жить только за счет музыки и не иметь постоянной работы, никак с музыкой не связанной. К услугам остальных – всё ещё значительное число независимых компаний, готовых выступить посредниками между музыкантом и его слушателем. Как правило, они выступают не только, как издатели и менеджеры, но и как booking agency. Так, что, если у независимой звукозаписывающей компании, на которой ты выпускаешься, есть нужные связи – можно не только все окрестности изъездить, но и в международный тур сгонять, совсем как «большая» группа. Даже если ты совсем маленький.
Как и у блогов, среда лейблов неоднородна. Есть лейблы, выпускающие за год пару-тройку альбомов (Famelic, Sello Salvaje) в то время, как более продуктивные коллеги успевают вывести на рынок 20-30 релизов (El Genio Equivocado, Flor Y Nata, BCore Disc). Есть лейблы, четко выдерживающие жанровую политику – но есть и менее принципиальные компании, которые могут одновременно и лютый краст, и олдскульный пауэр-поп издавать. Наконец, есть самые интересные (и одновременно самые невидимые) лейблы, которые специализируются на музыке экспериментальной, изначально не предполагающей большого количества слушателей (Humo Records, Hivern Discs), либо представляют локальную сцену той местности, где лейбл располагается (Espora Records – Балеарские острова, El Hombre Bala – острова Канарские, Matapadre Discografica – Галисия).
Исторически (если брать историю последних 25 лет) самыми важными инди-издателями являются Elefant Records (расположение – Мадрид, специализация – инди-поп), Mushroom Pillow (Мадрид, ярко выраженной стилистической принадлежности нет), Ernie Producciones (Ла-Корунья, стилистическое разнотравье), BCore Disc (Барселона, панк/хардкор), Subrterfuge Records (Мадрид, всяко-разно), Jabalina Musica (Мадрид, инди-поп), Foehn Records (Барселона, экспериментальный рок, экспериментальная электроника и вообще всё экспериментальное). Деятельность некоторых очень крутых лейблов (Astro Discos, Acuarela), к сожалению, осталась в прошлом десятилетии. Возможно, в ближайшем будущем количество действующих лейблов уменьшится из-за усиления роли факторов а) и б), перечисленных в первом предложении этого раздела. Ведь даже входящие в «высшую лигу испанского инди» группы Dorian и Second уже имеют опыт самообеспечения (Second при этом установили новый рекорд французского краудфандингового сервиса MyMajorCompany, собрав в 2014-м году 15 тысяч евро на свой новый альбом «Viaje Iniciatico» менее, чем за 10 часов).
Несмотря на эти угрозы, пока лейблов меньше не становится. Наоборот, регулярно появляются новые. «Виртуальная» компания G.O.Z.Z Records, изначально созданная под выпуск альбомов певицы Саары, уже на второй год своего существования выпустила альбом группы Vufalo, никак с Саарой не связанной. А I*M Records – звукозаписывающая компания, организованная участниками Dorian – переименовавшись в Intromusica Records, с недавних пор также берется за выпуск «сторонних» дисков.