Наши таланты и пороки объясняются воспитанием или наследственностью? Ответ на этот вопрос давно интересует философов и ученых. Насколько гены «отвечают» за депрессию, импульсивность или высокий интеллект и как мы можем формировать внешнюю среду под свои природные склонности, ЧТД объяснял психолог Сергей Малых.
Сергей Малых — специалист по психогенетике, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования. директор Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной и главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология».
Что такое психогенетика?
Этой науке, которую на Западе называют генетикой поведения, уже почти сто лет. Она изучает наследственность и изменчивость психических свойств, взаимодействие генов и среды в формировании темперамента, когнитивных функций, поведения и других свойств человека. Один из наиболее информативных методов в ней — близнецовый, но есть и другие — генеалогический, популяционный, метод приемных семей.
Так что же определяет наше поведение в большей степени — среда, воспитание или генетика?
В обыденном сознании часто можно встретить миф о том, что поведение определяет только генетика или только среда. В науке тоже бывали периоды господства генетического детерминизма и социального детерминизма. Часто в СМИ говорят, что обнаружен ген того-то и того-то. Это неверно. Основной вывод современных исследований заключается в том, что все многообразие поведения — это всегда результат сложного взаимодействия двух факторов.
Как эти исследования проводятся?
Основной метод — это метод близнецов. У людей 99% ДНК одинаков, и только 1% различается — это так называемые сегрегирующие гены. Например, у нас с вами 99% общих генов.
Кажется, что 1% — это мало, но самом деле это десятки миллионов различий, то есть огромное число генетических вариантов.
Монозиготные близнецы — это тот единственный случай, когда у двух людей 100% общих генов. У дизиготных близнецов совпадает 99% всех генов и еще половина сегрегирующих генов. Мы берем монозиготных и дизиготных близнецов и сравниваем их. Если оказывается, что сходство, например, в показателях интеллекта у первых выше, чем у вторых, то делаем вывод о влиянии генетического фактора. Есть целый ряд международных крупных лонгитюдных (по 20 лет) близнецовых исследований.
Можно брать и другие методы, которые уточняют влияние этих факторов. Для этого используют различные группы родственников, сибсов — братьев и сестер, у которых тоже примерно 50% сегрегирующих генов совпадает, двоюродных братьев и сестер, у которых 25%.
Другой метод психогенетики — метод приемных детей, основанный на том, что родители и их приемные дети не являются генетическими родственниками, активно используется для изучения роли средовых факторов. Дело в том, что в обычных семьях передаются не только генетические факторы, но и среда семьи. В случае приемных семей влияние общих генетических факторов на факторы семейной среды исключено.
Классический метод приемных детей («усыновление при рождении») не подходит для изучения влияния на психологическое развитие ребенка пренатальных факторов среды, таких, например, как курение или депрессия матери во время беременности.
Для разделения влияний пренатальной среды и генетических факторов применяется модификация классического метода приемных детей, при которой привлекаются данные о детях, рожденных с использованием современной технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) («зачатия в пробирке»). В случае, если отец или мать не являются генетически родственными ребенку, можно говорить об «усыновлении при зачатии».
Например, было показано, что курение матери во время беременности не влияет на антисоциальное поведение и дефицит внимания с гиперактивностью у ребенка: эти явления связаны с действием общих генетических факторов. В то же время курение матери во время беременности напрямую влияет на вес ребенка при рождении. Мы видим, что условия жизни матери сильно влияют на ребенка во время внутриутробного развития.
Есть так называемые эпигенетические механизмы, которые в зависимости от внешних условий влияют на экспрессию тех или иных генов, то есть как бы аранжируют «звучание» наших генов из нотной записи ДНК. Если у матери сильный стресс, то это может сказываться на психическом развитии ребенка.
Могут ли внешние условия после рождения влиять на работу генов?
Неблагоприятная среда в раннем возрасте может привести к негативной траектории развития психического здоровья и вызвать в дальнейшем проблемы развития. В частности, неблагоприятная среда может приводить к изменениям в функционировании генов.
Так, в одном исследовании ученые искали биологический механизм, который связывает жестокое обращение в раннем детстве с депрессией во взрослом возрасте. В этом исследовании оценивался уровень метилирования гена NR3C1 в гиппокампе у жертв суицида с историей жестокого обращения в детстве и жертв суицида, не имевших истории жестокого обращения в детстве, и в контрольной группе. Более высокий уровень метилирования наблюдался в первой группе, в то время как уровень метилирования этого гена у жертв суицида без истории жестокого обращения в детстве не отличался от контрольной группы.
Что показали исследования на монозиготных близнецах, разлученных в детстве?
Таких детей очень мало, но они дают нам ценную информацию. В этом случае все сходство, которое мы наблюдаем, связано с генетическими причинами, так как среды принципиально разные. Один из самых крупных проектов — миннесотский проект Тома Бушара. Эти результаты во многом подтверждают то, что было получено на обычных близнецах.
Было обнаружено много совпадений, о которых любят писать журналисты. Например, у разлученных братьев совпали клички их собак. Но это просто анекдотичные совпадения.
Психологические исследования показали достаточно высокую степень сходства разлученных близнецов по личностным особенностям, когнитивным характеристикам, по интеллекту и даже по психофизиологическим характеристикам.
Сходство по интеллекту у разлученных близнецов чуть ниже, чем у монозиготных близнецов, которые жили в одной семье. Это связано с тем, что близнецы, которые живут вместе, имеют не только общие гены, но и общую среду.
Какие характеристики интеллекта наследуются?
Проведение исследований интеллекта среди населения разных стран говорит о серьезной роли генетических факторов в наследовании когнитивных способностей. Причем влияние наследственного фактора в интеллекте с возрастом еще и увеличивается: человек подбирает под себя среду, формирует ее.
Можно ли сказать, что наследуется жизнерадостность или склонность к депрессии?
Наше представление о генетических и средовых влияниях на развитие ребенка существенно изменилось: от дихотомии (гены или среда) мы пришли к представлению о сложных процессах взаимодействия генов и среды в ходе развития. Теперь мы изучаем, как среда воздействует на экспрессию генов (эпигенетические процессы), а гены влияют на выбор среды (генно-средовые корреляции).
В последние десятилетия отмечается бурный рост исследований психологических фенотипов: ученые ищут молекулярно-генетические основы аутизма, депрессии и так далее. Наша лаборатория сейчас изучает интеллект детей, пытаясь понять, какие факторы влияют на академическую успеваемость. Уже выделены гены-кандидаты, и мы проводим их проверку. Через год-два уже можно будет говорить о результатах.
Что такое темперамент на физиологическом уровне?
Есть разные концепции темперамента. Биохимическая концепция темперамента и характера американского психиатра Роберта Клонингера связывает темперамент с функционированием нейромедиаторов: серотонина, дофамина, норадреналина, с помощью которых передаются нервные импульсы. Мы знаем гены, которые отвечают за транспортировку серотонина, а тот, в свою очередь, влияет на темперамент.
Когда мы говорим о четырех типах темперамента в концепции британского психолога Ганса Айзенка, то там есть две оси: экстраверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность — невротизм. Сходство у монозиготных близнецов по экстраверсии примерно 0,5, у дизиготных — примерно 0,19, то есть мы видим довольно сильное влияние наследственных факторов. То же касается и невротизма. Но влияние среды, начиная с внутриутробного развития, здесь тоже довольно большое.
Для сложных процессов взаимодействия генов и среды используется метафора ландшафта: когда мы бросаем шарик на сложный ландшафт, то, как он будет двигаться, зависит от рельефа, ветра, материала самого шарика и так далее.
Наследуются ли пороки?
Исследования на эту тему существуют. Началось это еще в XIX веке с френологии (теории, которая связывала психические свойства человека со строением его черепа) и работ Чезаре Ломброзо, итальянского психиатра, который считал, что правонарушения совершают люди с врожденными криминальными наклонностями.
Современные генетики изучают в первую очередь уровень агрессивности. Одна из таких работ 90-х годов показала, что у членов одной семьи разных поколений по мужской линии отмечался высокий уровень агрессивности при низком уровне когнитивных способностей. Молекулярно-генетический анализ показал, что у всех этих мужчин снижена активность монооксидазы А. Так была обнаружена связь между геном монооксидазы А и уровнем агрессивности, а высокий уровень агрессивности при определенных условиях может привести к тому, что человек с большей вероятностью совершит правонарушение.
Книги о психогенетике
Учебник для вузов «Психогенетика» (Питер, 2008)
«Геномика поведения: детское развитие и образование» вышла в 2017 году в издательстве Томского государственного университета и доступна онлайн
Монография «Гены vs среда, или Что управляет нашим поведением»
Могут ли психогенетики помочь с профориентацией?
Скорее не психогенетики, а психологи. Профориентация — это целый раздел психологической науки, позволяющий определить склонности человека к той или иной деятельности. Однако 20-летниеисследования раннего детского развития, которыми руководит профессор Лондонского королевского колледжа Роберт Пломин (Robert Plomin), показывают, что на выбор того или иного направления обучения влияет и генетический компонент.
Где учат психогенетике?
К сожалению, в России не так много мест, где можно было бы получить такую специализацию. Насколько я знаю, сейчас есть только одна магистерская программа «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» в Томском государственном университете. Этой программой руководит профессор генетики и психологии Юлия Ковас. Кроме того, есть кафедра психогенетики на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которой заведует доктор психологических наук Марина Егорова.