Уморительно-пронзительное кино про то, что же такое быть человеком
Вышедший в один год с «Железным человеком», квази-супергеройский фильм Чон Юн Чхоля, как можно заподозрить по названию, не пытается показать супергероя с человеческим лицом, но человека - с героическим (а заодно прояснить, почему даже в самом наивном понимании этот культурный феномен важен).
Глупо улыбающийся мужчина (Хван Джон Мин) в гавайской рубашке, представляющийся Суперменом, помогает переводить бабушек через дорогу, ловит у школ эксгибиционистов, гоняется за уличными воришками и бродит посреди смога автомобильных пробок, напоминая, что Земле грозит экономическая катастрофа. Этот добропорядочный фрик привлекает внимание Со Сун Джон (Чон Джи Хён), работающей продюсеркой на южнокорейском канале и уставшей от фальшивых репортажей, которая решает, что вот её шанс заняться нормальной журналистикой. Вскоре за умопомрачительной пародией на сына Криптона обнаружится целая череда психологических и физических травм.
«Человек, который был Суперменом» начинается с упоительного дуракаваляния с вкраплениями мокьюментари на манер «Реальных упырей», а затем стремительно переходит из регистра сардонического в трагическое и даже мелодраматическое. Конечно, за блаженной улыбкой скрывается вытесненная драма, даже не одна, и то, что в первой половине картины кажется остроумным заигрыванием с самыми известными фактами кал-эловской биографии, оборачивается удивительной рифмой к человеческой судьбе, где хватает разочарований, потерь и даже исторических травм. Как и в «Мятной конфете» Ли Чхан Дона, переломным моментом тут становится восстание в Кванджу, когда власти жестоко подавили студенческое восстание, выдав его за коммунистический бунт (долгое время в Южной Корее «красных» людьми вообще не показывали, в «Объединенной зоне безопасности» Чхан Ук Пака можно увидеть не первый, но редкий прецедент).
Вместе с тем, история Ли (а именно так зовут нашего Супермена) - это удивительный пример того, как массовая культура толкает людей быть лучше, как эмпатия порождает эмпатию, а это, в сущности, и есть настоящий супергероизм. (Продолжая скандинавские аналогии, «Человек» напоминает датские «Адамовы яблоки» с Миккельсеном, где аналогом суперсилы, подавляющей болезненные воспоминания, оказывается святость.)
Кино Чон Ю Чхоля бессовестно манипулятивное, слезливое и сентиментальное (а первую половину веселое и дурацкое), но вместе с тем какое-то абсолютно пронзительное. Хотя красивое соседство американского «Супермена» в Корее (1979) и Кванджу (1980) используется историей по максимуму.
Канал «Тинтина вечно заносит в склепы» — кино, театр, комиксы и снова кино