Любопытное исследование опубликовал в 2017 году сетевой ресурс Indiescretos: 30 независимых групп и артистов имеют ежемесячно более 100 тысяч прослушиваний в Spotify (двумя годами ранее таковых набиралось ровно в два раза меньше). В этом списке – как вполне очевидные герои, так и довольно неожиданные персонажи. Например, испанская версия Two Door Cinema Club – группа Polock. Или щуплый кантабриец Анхель Станич, своим волосяным покровом схожий со львом и имеющий далеко не всегда рассчитанный на массового слушателя репертуар. Сейчас к этой отметке наверняка подобрались – а может, и перескочили ее – две главные молодые группы Испании: Viva Suecia и Rufus T. Firefly. Природа успеха этих двух коллективов совершенно разная. Если Viva Suecia проскочили путь от никому не известных ноунеймов откуда-то с юга до хэдлайнеров менее, чем за три года – то Rufus T. Firefly шли к известности десять лет, растеряв по пути половину состава и сменив творческий вектор с вязкого, но мелодичного гранжа на модный neo-psych. Лидер Rufus Виктор Кабесуэло за это время поиграл с кучей других групп и вписал своё имя в список уважаемых продюсеров Испании. Разносторонний музыкальный опыт и саморазвитие в области саунд-инжиниринга позволили ему записать в прошлом году «Magnolia» - пока самый свежий из великих альбомов испанского независимого рока.
Главный труд, исследующий зарождение феномена испанского инди, называется «Pequeno Circo», вышел в 2015 году за авторством журналиста Нандо Круса. Почему «Маленький Цирк»? Потому, что именно так называется дебютная ЕР-шка севильского автора-исполнителя Sr. Chinarro (в миру Антонио Луке), выход которой в 1993 году автор принимает за стартовую точку отсчёта. Крус побеседовал с более, чем 50 музыкантами, имевшими самое прямое отношение к истокам испанской инди-музыки, и скомпилировал из этих бесед 900-страничный том, целиком состоящий из прямой речи. Выбор указанной точки отсчёта – не более, чем авторское допущение. Уже на тот момент в Испании было, из чего выбрать (хоть и немного – но действительно было). Дебютный альбом Los Piratas. Дебютный ЕР Los Planetas. Целых два альбома Lagartija Nick. Единственный диск Family. Я бы выбрал, например, третий альбом Surfin’ Bichos «Hermanos Carnales»: квартет из южной Ла-Манчи, возглавляемый двумя со-лидерами Хоакином Паскуалем и Фернандо Альфаро, в 1992 году выпустил свой магнум опус, с которым на испанскую сцену была выплеснута здоровая порция шугейза. Хотя, с другой стороны, тогда пришлось бы отматывать историю до дебюта Surfin’ Bichos, который тоже появился не в безвоздушном пространстве, а окруженный работами Gabinete Caligari, Radio Futura, Duncan Dhu и т.д. И, окопавшись в восьмидесятых, можно было бы обнаружить еще один прекрасный вариант для стартовой отсечки: дебютный (и единственный) альбом баскской группы Aventuras de Kirlian, влюбившей Испанию в инди-поп, джэнгл-поп и тви. Любовь эта растеклась из Страны Басков и поглотила всю территорию Иберийского полуострова, благодаря чему традиции инди-попа сильны там до сих пор, а самый известный на мировом уровне независимый лейбл Испании Elefant Records на инди-попе как раз и вырос.
Настоящим же прорывом стал вышедший в 1994 году первый полноформатный альбом Los Planetas «Super 8». Для испанской рок-музыки он сыграл роль нирвановского «Nevermind» и открыл шлюзы, вынесшие на передний план новую музыку в лице Migala, Refree, American Blonde, Elephant Band, Ninos Mutantes, Manta Ray, La Habitacion Roja и многих, многих, многих их коллег. Пусть и с некоторым отставанием от англосаксонского мира – но музыкальный мир Испании тоже радикально изменился и принялся с удвоенной энергией наверстывать упущенное.
Кстати, если всё-таки принять точку зрения Нандо Круса – то в этом году можно отмечать 25-летие испанского инди-рока.