Esu не есть Добро, в той же степени как он не есть Зло. Esu – трикстер, не подчиняющийся общим правилам поведения. Esu совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для Esu.
Один из мифов рассказывает историю о том, что Esu имел своей миссией пребывать и контролировать все пространства существующей Вселенной, но в силу своей безграничной власти, Esu, стал неконтролируемым и начал пожирать все, что видели его глаза. Благодаря Orunmila, который преследовал его много дней и ночей и одержал победу в битве, Esu исторг из себя все ранее проглоченное в большем количестве, чем когда проглотил. Esu вернул все - обновленным! Его иссеченное на мириады частей тело стало воплощением формулы: Бесконечность + 1. Что породило божественный принцип идеи роста, эволюции и умножения, став символом возврата и восстановления, что делает его одновременно Oba Baba Esu, Esu Agbo – Отцом и Царем всех Esu, ибо они созданы из его частей.
С влиянием европейского мира на традиционные представления йоруба, а так же создание новых диаспор и течений традиционных представлений, возникли и новые дороги Esu, которых никогда не было в Африке: Exu Lucifer, Exu Tranca Rua das Almas, Exu sete poeiras do inferno, Exu Rei das sete encruzilhadas и т.д. Вплоть до появления женского аспекта Esu - Exu Pomba Gira. Конечно же прообраз женского аспекта Esu, возник задолго до деления йоруба на Африку и диаспору, но именно в диаспоре он получил наибольшее развитие. В patakin (священных историях), рассказывается о Woroko - Матери Esu и о Esu Agberu, которая является женой Esu. Что еще раз подтверждает идею динамичного развития, которую воплощает Esu.
Можно бесконечно долго перечислять все имена и дороги Esu. Но в рамках этой статьи мы ограничимся лишь основными, чтобы подчеркнуть функции в проводимых ритуалах.
Esu Yangi
Само сущее, начало начал. Первородный Esu, воплощенный в латерите. Память Olodumare.
Esu Agba или Esu Agbo
Само воплощение старости. Первопредок. Тот, кого преследовал Orunmila во всех девяти Orun в мифе о появлении дорог Esu.
Esu Igba Keta
Это третий самый важный аспект Esu, связанный с числом 3, третья тыква, где он представлен глиняной фигурой рядом с элементами творения. Именно в этом смысле число 3 символизирует и представляет собой основной принцип Тайного общества Ogboni.
Esu Ikorita Meta
Этот Esu, воплощает идею встречи и перепутья, принцип трех дорог (Y).
Esu Okoto
Он представлен раковиной улитки, является воплощением эволюции, развития, и роста всего, что есть на Земле. Связан с Orisa Aje Saluga – древним божеством богатства.
Esu Obasin
Тот, кто контролирует незыблемость природы. Главный помощник Orunmila. Отец всех Esu. Его имя до сих пор почитаемо в Ile Ife.
Esu Odara
Тот, кто принимает жертву. Приносит счастье, и успех тому, кто жертвует.
Esu Ojise Ebo
Тот, кто следит за всеми ритуальными жертвами и способствует тому, чтобы они были приняты. Доносит все мольбы и просьбы к Olodumare.
Esu Eleru
Тот, кто ответственен за инициации и ритуалы.
Esu Enu Gbarijo
Тот, кто воздает за жертвы процветанием.
Esu Elegbara
Всемогущий. Хозяин волшебства. Тот, кто превращает зло в добро, сила которого заключается в трансформации вещей.
Esu Bara
Один из самых важных аспектов Esu. Тот, кто управляет движением человеческого тела. Сидящий в Orun рядом с Obatala.
Esu Lona или Esu L’Onan
Хозяин всех дорог и путей мира.
Esu Olobe или Esu Ol’Obe
Хозяин obé (ритуального ножа). Тот, кого почитают в любом ритуале, где используют нож для принесения жертв.
Esu Elebo
Хозяин всех Ebo. Тот, кто доставляет жертву на Небеса.
Esu Oduso или Olodu
Тот, чье лицо вырезано на Opon Ifa. Тот, кто наблюдает за честностью Babalawo. Хранитель и блюститель оракулов (Opele-Ikin-Erindilogun).
Esu Elepo
Тот, кто получает в жертву пальмовое масло.
Esu Ina
Один из важнейших аспектов изначального Esu. Владыка Ipade. Повелитель огня.
Так же существует ряд эпитетов, не являющихся ни именами, ни дорогами, которыми пользуются для обращения к Esu. Что вызывает некоторую путаницу:
Esu Tiriri
Esu Akesan
Esu Lode
Esu Barabo
Esu Alaketu
Esu Ijelu
Esu Bara lajiki
Esu Marabo
и т.д. и т.п.
Рабовладельческий период, привнес в традицию почитания Orisa синкретизм с католическими святыми. Так христианское мировоззрение наделило Esu чертами родственными библейскому Дьяволу, которые отсутствовали у него изначально. Понятие семитского Ада, и посмертного наказания, так же не было присуще мировоззрению йоруба.
Несмотря на то, что в ряде легенд и мифов, Esu изображен, как хитрец, мошенник и нарушитель спокойствия. Он, по сути, является проводником и исполнителем Божественной воли, наказывая тех, кто нарушил предписания и, вознаграждая, тех кто исполнил волю Orisa. Он редко делает что то самостоятельно, выступая связующим звеном между Olorun, Orunmila, Orisa и миром людей.
Согласно теологии Йоруба, никакое божественное существо не может наказать Ara aiye «существо земли», просто так, по своей воле, без консультации и разрешения Olodumare. Esu отведена роль беспристрастного вершителя Божественной воли, который присматривает не только за людьми, но и за Orisa в Aiye. Поэтому в трудные времена, и люди и Orisa, следуя предписаниям Ifa, стараются ублажить Esu жертвами, дабы получить его помощь в посредничестве с Olodumare.
Esu через свою дорогу Oduso, контролирует Babalawo в его работе с клиентами, следя за тем, чтобы его Iwa (характер) не был испорчен искушениями материального мира. Esu подчиняется непосредственно Olorun и поддерживает взаимосвязь с Orisa и Egungun (предками).
Он не мстителен и ничего не делает сам по себе, добросовестно исполняя приказы Olorun, в соответствии с требованиями правил Iwa, содержащихся индивидуальном Ori и судьбе, выбранной каждым человеком в Ipori Orun, непосредственно перед земным рождением.
Последователям Ifa Orisa в диаспоре, следует как можно скорее избавиться от оков синкретизма, привносящих чуждые парадигмы в исконную веру. Превратив изначальный камень в краеугольный камень, на котором основана традиционная космогония Йоруба.