Найти в Дзене

Преподобный Нил Сорский о борьбе с помыслами - 4я часть

Не все подвижники шли одним путем, но Господь дал каждому свой дар. Поэтому и степени молитвы различаются.

По словам Святого Григория Синаита, сподобившимся получить от Господа просвещение духовное, нужно заниматься не столько пением псалмов, сколько молчанием и непрерывной молитвой.

Кто соединен с Богом непрерывной молитвой, тому не следует отвращать свой ум от Него и подвергать свою душу искушению.

Если такой человек оставит внутреннюю молитву и займется другими делами, то становится повинен перед Богом в грехе прелюбодеяния.

О высших степенях молитвы писали многие отцы. Когда посетит духовная радость на молитве, то заставляет нас умолкнуть. В мысли нет уже своей молитвы, она движется Духом Святым.

Когда душа просветится этим божественным светом, то забывает не только про земные страсти, но и про жизнь свою.

И кажется тогда человеку, что царство небесное состоит именно в этом, о чем сказано, что глаз не видел и ухо не слышало, что приготовил нам Господь.

Так, например, святой Исаак Сирин говорит: когда Господь снимет с человека покров страстей, ум его освобождается от воспоминаний страстных, видит он славу Божию и изумляется.

Даже и не захочет человек выйти из этого дивного состояния, сколько бы оно не длилось.

Но Господь, по Своей милости, так устроил, что на время удаляется эта благодать от святых, потому что иначе они не могли бы наставлять на путь благочестия незнающих своими мудрыми поучениями.

Об этом говорит также и Макарий Великий: если бы кто получил такую благодать, чтобы непрерывно находиться в объятиях сладостных божественных посещений, то не мог бы больше заботиться о временном, о суетных предметах века сего.

Поэтому и Апостолы, сподобившиеся этой радости, восклицали: "ничто не возможет нас отвлечь от любви к Богу" (Рим. 8,39)

Все это принадлежит святым, а нам, погруженным в суету, нужно каяться усердно, чтобы Господь и нас помиловал и подал Свою благодать, чтобы положить начало доброму пути.