Найти тему
Бортпроводник

Авиакомпаниям разрешат продавать больше билетов, чем мест в самолете. Почему это хорошо

Оглавление

Новый министр транспорта России Евгений Дитрих сообщил, что его ведомство начало повторную попытку легализовать овербукинг. Перепродажа билетов на самолет – явление повсеместное, другое дело, что во всем мире оно регулируется законом, а в России работает по принципу «как договоримся».

Что такое овербукинг

Овербукинг предполагает, что авиакомпания может продать больше билетов, чем посадочных мест в самолете. Авиакомпании идут на это, зная, что на каждом рейсе есть несколько человек, которые не придут – опоздают в аэропорт, не успеют на пересадку с прошлого рейса, заболеют, сдадут билеты.

-2

Еще раз подчеркнем – такие пассажиры есть всегда. Ну или почти всегда. И вот когда случается это «почти» начинаются проблемы. На регистрацию приходит больше людей, чем может вместить самолет.

Овербукинг на Западе

Весь цивилизованный мир давно прописал правила – что делать авиакомпании, если пассажиров оказалось больше, чем мест. Обычно вопрос решают полюбовно. Авиакомпания или пересаживает пассажира в более высоких класс (там почти всегда есть лишние места), или дает компенсацию еды и проживания и пересаживает на следующий рейс, может еще подарить ваучер на новый билет.

-3

Иногда случаются провалы. Громкая история была в США в апреле прошлого года, когда авиакомпания United Airlines насильно сняла с рейса одного из пассажиров, применив к нему силу. Мужчина объяснял, что он врач и ему надо лететь к пациенту, а авиакомпании не хватало мест – то ли из-за овербукинга, то ли внезапно потребовалось отвезти по маршруту сотрудников UA. Как бы то ни было, но позже пришлось извиняться, к тому же авиакомпания понесла большие репутационные издержки – ролик, на котором было показано, как высаживали жестоко мужчину (в процессе он ударился головой и потерял сознание), просмотрели сотни тысяч пользователей соцсетей.

Но обычно все же всё происходит цивилизовано – главная задача сделать так, чтобы пассажир даже порадовался тому, что попал под перебронирование. Кстати, в законах также прописывают, кого точно нельзя снимать с рейса (семьи с детьми, пожилые люди и т.д.)

Российский опыт

А вот в России все не так. В январе 2018 года руководитель по интернет-маркетингу «Мегафона» Иван Калюжный стал жертвой овербукинга. Он рассказал в соцсети, что пытался улететь «Аэрофлотом» в Пхукет, но не смог зарегистрироваться ни по интернету накануне, ни в аэропорту. Ему и еще десятку пассажиров сообщили, что по техническим причинам они не смогут улететь, предложив один билет на четверых. Калюжного это не устраивало – он летел с женой, 16-летней дочерью и 80-летней матерью. Тогда авиакомпания предложила вернуть деньги за билеты (не компенсировав разницу на покупку нового) или согласиться на вылет другими рейсами.

-4

Эта история не единственная, но громкая в силу того, что у Калюжного большая аудитория в соцсетях. Овербукинг в России никак не урегулирован. Росавиация журит авиакомпании за это, но механизмов нет.

По словам нового министра Евгения Дитриха, решение легализовать овербукинг назрело из-за частых жалоб.

Евгений Дитрих
Евгений Дитрих

«Работа над законопроектом уже начата. Необходимо, чтобы такой закон, обеспечивающий права пассажиров, был разработан и предложен правительству», – сказал министр.

По словам министра, компенсации для российских пассажиров должны быть сопоставимы с западными нормами, а там они находятся на уровне $800 в зависимости от направления.

В прошлый раз, когда Минтранс обсуждал введение компенсаций, против законопроекта выступили авиакомпании, хотя размер компенсаций предлагался совсем смешной – 12 – 28 тысяч рублей.

Эксперты полагают, что такой закон необходим. Он не только защитит пассажиров, но и предложит прозрачные правила игры, чтобы авиакомпания могла заранее оценивать, что ей выгоднее – продать больше билетов на рейс и, в случае, заплатить компенсация, или ограничиться числом билетов, соответствующим количеству посадочных мест.

Ну а пока закон не принят, рекомендация только одна. Регистрируйтесь на рейс заранее. Обычно авиакомпании действуют по принципу «Кто успел, тот и съел».

Читайте также:

Как купить билет на самолет и не остаться с носом

Битва у касс и тараканы в буфете. Авиапассажир вспомнил советские аэропорты