На сегодняшний день существует великое множество воспитательных систем. Вальдорфская педагогика, система Монтессори, естественное родительство, ведическое воспитание, воспитание свободой и др.
Родителям есть, от чего растеряться. Мамы и папы судорожно мониторят Интернет, жадно слушают других родителей, бросаются вслед модным педагогическим тенденциям… И порой забывают подумать о том, а нужна ли мне и ребенку та или иная воспитательная система.
Что я понимаю под системой воспитания?
Говоря о системе воспитания, я имею в виду не какой-то конкретный набор педагогических схем и шагов, а тот важнейший вклад, который мы делаем (или не делаем) в настоящее и будущее наших детей. Ответственность грандиозная, правда? Не хотелось бы спустя год (или десять) воспитания по определенной системе вдруг понять, что ты идешь куда-то не туда…
Кроме того, выбирая какую-то конкретную педагогическую систему, родитель… связывает себе руки. И на интуитивном уровне мы это понимаем! Отсюда все наши сомнения и метания: мы не хотим связывать себя по рукам и ногам.
Я сама не придерживаюсь (и никогда не придерживалась) в полной мере ни одной из известных человечеству педагогических систем (и не планирую этого в будущем). Я большой ценитель свободы, и мне нравится осознавать, что мой родительский арсенал – бесконечен.
Отношения – это очень серьезно
И вместе с тем отношения – это игра, потрясающая площадка для экспериментов в лучшем смысле этого слова. И на этой площадке я как родитель могу выбирать эффективные инструменты, стратегии, концепции и отказываться от тех, которые мне или моему ребенку не подходят.
Вместе с тем я очень хорошо понимаю, что ребенок – системное, структурное существо. И даже в словаре воспитание описывается как ПРОЦЕСС СИСТЕМАТИЧЕСКОГО целенаправленного ВОЗДЕЙСТВИЯ на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Понятно, что без системы никак.
Так должна ли быть система в воспитании ребенка?
Каждый родитель отвечает на этот вопрос сам. Кто-то подается в вальфдорскую педагогику, кто-то воспитывает детей по системе Никитиных, кто-то обращается к ведическим знаниям…
Я не подалась ни в одну из известных мне систем. И вместе с тем мой процесс воспитания – это структурированная, крепкая система, которая:
— ЭКЛЕКТИЧНА (собирательна). Я изучаю различные системы и отбираю для себя и своей дочери лучшее, то, что представляется максимально эффективным;
— ГУМАННА НА 100%. Я известный пропагандист ненасильственного экологичного общения;
— СОСТОИТ В ПЛАНОМЕРНОМ РАЗВИТИИ у ребенка качеств и навыков, которые я считаю важными. В этом случае самым большим авторитетом для меня являюсь я сама. И если то, что я наблюдаю в той или иной системе воспитания, откликается внутри, я беру это в свой родительский инструментарий.
3 незыблемых столпа моей системы воспитания
Моей дочери часто говорят, что у нее слишком добрая мама:) И действительно, жесткости в моем воспитании не очень много. Зато есть много других – более важных – вещей, без которых нет смысла мечтать, чтобы ребенок вырос самодостаточным, счастливым, реализованным, уверенным в себе, смелым, инициативным, оптимистично настроенным и т.д.
Самый устойчивый табурет – трехногий. Поэтому моя система воспитания стоит на трех столпах. Вот они:
1. Любовь
Как часто за день вы вспоминаете, что любовь по отношению к ребенку надо проявлять, а не только чувствовать? Особенно важно ее проявлять именно тогда, когда этого хочется меньше всего, когда хочется кричать, бушевать, наказывать и т.д.
Любовь – фундамент воспитания и гармоничных отношений. При всей гибкости моей системы воспитания любовь остается незыблемой частью структуры. С нее вся структура и начинается.
Одним из самых болезненных открытий для меня в свое время стало то, что моя дочь долгие годы не знала о том, что я ее люблю (!). Потому что мама, которая сидит сутками напролет спиной к своему ребенку и на все его старания привлечь к себе внимание отвечает: «Подожди!», «Не сейчас» и т.д., демонстрирует своему ребенку всё что угодно, но только не любовь.
И я училась этому отдельно: доносить до ребенка на его языке ту безбрежную любовь, которая всегда была и есть в моем сердце. Если вы уже делаете это, считайте, ваша воспитательная система наполовину сложилась.
2. Доверие
Это следующий столп, на котором стоит не только моя воспитательная система, но который в принципе является основой любых отношений.
Если меня спросят, что я больше всего боюсь потерять, я скажу, что это доверие моего ребенка. Это то, о чем я забочусь особенным образом, с двойными, тройными, стократными усилиями. Это то, что для меня важнее всего на свете.
Доверие – удивительное явление. Оно может быть крепче камня, и вместе с тем оно уязвимо, как ничто другое в ваших отношениях. Выстраивается доверие неделями, месяцами и годами, а потерять его можно… вмиг. Вселенская несправедливость!:) Доверие – суперценность. Берегите его!
3. Родительский авторитет
Еще один столп, который помогает мне структурировать процесс воспитания.
Зачастую мне достаточно 5-10 минут общения с родителем, чтобы дать оценку той или сложившейся в отношениях с ребенком ситуации. Потому что в основе нашего недовольства результатами воспитания во многих случаях лежит одна из двух глубинных причин:
1. слишком много любви и мало авторитета (в т.ч. границ),
2. слишком много авторитета (даже авторитарности), много границ и значительно меньше проявленной любви.
Золотое правило родительства
Любовь должна идти рука об руку не только с доверием, но и с нашим авторитетом.
А это значит, что нам необходимо усиливать себя как личность. Авторитет – это прежде всего сильный духом, за которым ребенку хочется идти добровольно.