Найти тему

О чем стоит задуматься российским строителям после катастрофы на плотине Вайонт

О том, насколько важно правильно выполнять инженерные изыскания и использовать их результаты при проектировании, приходится вновь и вновь напоминать инвесторам и прочим участникам строительства – ведь риск может стоить слишком дорого в отношении не только финансов, но и безопасности людей. И здесь наиболее показательным для нынешней России является печальный опыт строительной отрасли Италии второй половины 20 века, особенно катастрофа на плотине Вайонт.
О том, насколько важно правильно выполнять инженерные изыскания и использовать их результаты при проектировании, приходится вновь и вновь напоминать инвесторам и прочим участникам строительства – ведь риск может стоить слишком дорого в отношении не только финансов, но и безопасности людей. И здесь наиболее показательным для нынешней России является печальный опыт строительной отрасли Италии второй половины 20 века, особенно катастрофа на плотине Вайонт.

Стремясь сэкономить на изучении участка будущего строительства, заказчики часто не осознают, что уподобляются игрокам в «русскую рулетку». Если повезет, то они сберегут небольшую часть своих денег. Если же нет, то дополнительные расходы значительно превысят стоимость качественных и достаточных инженерных изысканий, не говоря уже об опасности для жизни людей. И здесь очень показательным для современной России является опыт Италии второй половины прошлого века.

Когда Италия пришла в себя после Второй мировой войны, в 1950–1960-х годах в стране наблюдался настоящий строительный бум, однако за работы часто брались компании, не имевшие опыта ни в инженерных изысканиях, ни в проектировании, ни в строительстве. Нормативная база была далека от совершенства. Изысканиями либо вообще пренебрегали, либо выполняли их при минимальных расходах, проекты удешевлялись до неприемлемых уровней, при строительстве использовались дешевые материалы и низкооплачиваемые неквалифицированные работники. В результате стало происходить слишком много аварий и катастроф.

Самой страшной была катастрофа на плотине Вайонт в 1963 году, ставшая хрестоматийным примером последствий непонимания руководством компании, выполнявшей строительство, чем грозит ее стремление к экономии денег и времени.

Вайонтская система предназначалась для выработки электроэнергии для быстро развивавшихся северных городов страны – Милана, Турина и Модены. Она размещалась в узком альпийском ущелье на реке Вайонт (притоке реки Пьяве) на северо-востоке Италии.

Одним из бортов образованного плотиной водохранилища был склон горы Ток, про многочисленные обвалы и оползни со склонов которого знали не только геологи, но и местные жители, активно протестовавшие против строительства в этом месте. Однако основное внимание при инженерных изысканиях было уделено удержанию воды плотиной и проницаемости ее основания, а вовсе не стабильности склонов вокруг водохранилища. Высота плотины должна была составить 261,6 м. На тот момент она должна была стать самой высокой в мире.

Строительство началось в 1956 году. Его выполняла Адриатическая энергетическая корпорация (SADE) – крупная итальянская частная компания, имевшая коррупционные связи с правительством.

Заполнение водохранилища началось в феврале 1960 года. Через какое-то время на склоне горы Ток начались серьезные подвижки. На расстоянии примерно 1 км от уреза воды на склоне открылась серповидная трещина длиной почти 2 км, а 4 ноября того же года в водохранилище сошел первый оползень объемом 700–800 тыс. куб. м.

Для замедления смещений склона в процессе заполнения водохранилища в нем три раза осторожно снижали уровень воды, но потом снова медленно повышали его еще больше. Сначала была иллюзия того, что все получается, но под конец контроль над подвижками был потерян, их скорость стала быстро нарастать и 9 октября 1963 года вниз сорвалась часть горы Ток объемом 260–270 млн куб. м, полностью перекрыв водоем с образованием расходившейся во все стороны гигантской волны. Вода поднялась на высоту до 250 м над гребнем плотины, перехлестнула через него и смертоносным валом прокатилась вниз по долинам рек Вайонт и Пьяве. Всего при этом, по разным источникам, погибло от 1,9 до 3 тыс. человек. Сумма материального ущерба превысила 1 млрд итальянских лир (1,6 млн долларов) в ценах 1963 года.

После катастрофы был предпринят огромный объем работ по выяснению ее причин. Прежде всего был назван неудачный выбор места для строительства плотины. При удешевленных и торопливых изысканиях на склоне горы Ток не были выявлены глубоко залегавшие тонкие (5–15 см) слои глин между мощными толщами известняков, по которым и прошла плоскость смещения огромного оползня.

Упорные отказы руководителей компании, строившей плотину, а также правительственных чиновников от более широкого и тщательного изучения инженерно-геологических условий территории Вайонтского водохранилища были основаны на нежелании взять на себя ответственность за дополнительные расходы и уменьшение прибыли, а то и за потерю всего в случае полного закрытия проекта. Из-за страха и спешки они вели работы с большими нарушениями норм и законодательства и не знакомили с предупреждениями инженеров-изыскателей ни инспекторов плотины, ни правительство, ни собственный персонал, ни местных жителей.

Эта катастрофа продемонстрировала всему миру, что в подобных случаях виновата не природа, а человеческая жадность, беспринципность и глупость.

Водохранилище Вайонт никогда не было восстановлено – значительная его часть так и заполнена оползневым материалом. Плотина же была отремонтирована и с 2002 года открыта для туристов.

Подробнее о развитии событий на плотине Вайонт и причинах катастрофы читайте бесплатный материал в журнале «Геоинфо» – в статье «Риск может стоить слишком дорого: из опыта Италии. Часть 1».