Найти тему

История земли Мурманской.

Что есть в летописях о земле Мурманской?
Выдержки из сборника различных летописей об истории Русского севера.


В «Путешествии Оттара из (до) Холугаланда» (Хулага - церк., сл. = шалаш или хижина + ланд = земля) написано: Бьярмы жили в устье большой реки, (Здесь надо заметить, что Бьярмию в разных летописях располагают где угодно, но собрав всё в хронологическом порядке я пишу, что Бьярмы жили между Северной Двиной и Печёрой и на восточной части Терского волока = Кольского полуострова, южнее реки Поной) и не относясь к лапландцам (Лапландия = лапи +ланд = земля. Земля Лапинов). Кольский п-ов., севернее города Оленегорск, который стоит на земле древней Масельги), оседлой жизнью, занимаясь земледелием и жили в достатке, торговля Викингов с Бьярмами закончилась грабежом святилища Бьярмов - Юмалы, «финского» божества, но судя по описанию, наблюдалось явное сходство с Сибирским культом. Статуя Юмалы стояла на южном берегу Белого моря в его горле.
В 1217 лето, в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало на Русь (видимо по Северной Двине), чтобы участвовать в крестовом походе против русского православия. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями, видимо припомнивших им походы 920 л. 1026 и 1090 л., после грабежа их даров Юмале.
В 1240 лето в Норвегию прибыли корабли Бьярмов просить убежища, так как их страна была завоёвана новгородцами, и король Хакон удовлетворил их просьбу, выделив беженцам земли в самой северной из своих провинций - области Маланген в Холуга-ланде, где и теперь проживает Финно-угорское язычное население. В то же время в Двинской земле население, говорящее на финно-угорских языках, теперь практически отсутствует, хотя и к западу, и к востоку от неё оно сохранилось. Может быть, малочисленность войска на Невском сражении и объясняется тем, что дружина княжеская тогда завоёвывала земли Бьярмии. И Александру приходилось просить «вечевой сход» о разрешении выхода против Шведов.
Соглашения о сборе дани с саамов, принятые сторонами Дания и Россия в 1251 и 1326годах. По этим документам и датчане, и русские имели право взимать дань с пограничных им областей соседней страны: русские - с погостов Финмаркета вплоть до Тромсе, теперь Норвегия, а датчане - с саамов Кольского полуострова.
Только Бьярмаланд надо перенести на берега горла Белого моря, ибо именно там на берегу континента стояло святилище Бьярмов «Золотая баба». На карте не как в летописи Халога-ланд написан как Хьёлогаланд, а в церковно-славянском словаре мы встречаем слово Хулага = шалаш, шатёр + ланд= земля.
С начала XIV века русские летописи называют Двинскую землю центральной частью Заволочья, принадлежащего Новгородской республике.
Лишь в 1539 шведский писатель и картограф Олаус Магнус (1490—1557) в книге «История северных народов» и на составленной им карте дал сведения о Биармии (того времени), где Биармию он поместил уже севернее Финляндии и в области северной Карелии и севера Кольского полуострова. Опираясь на сведения Саксона Грамматика, он выделил две Биармии: Ближнюю и Дальнюю. Первая покрыта высокими горами и вечными снегами; земля не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют племена, занимающиеся оленеводством и рыболовством. Земля там плодородная, но земледелием жители не занимаются.
1320 и 1323 л. Ушкуйники, под предводительством Игната Молыги, совершают два похода с реки Северная Двина на Мурман, и нанесли удары по северным пиратам, не пускавших русских купцов вокруг Скандинавии, разорив область Финн-марк (самая северная часть современной Норвегии) и Холугаланда. Норвежские правители обратились за помощью к папскому престолу. Исправил название Фин-маркета, так как «марк» обозначает провинцию или область, и есть упоминание о должности «кёнунг – марк» у Шведов (Свеев) - кёнунг владеющий не замком, а целой провинцией. Финн-марк, что значит - «провинция заселённая Финнами». Так же понимаем и «Финн-ландия» - земля Финнов и «Лап-ландия» - земля Лапи. Халуга-ланд = «Хулага» - шалаш, шатёр + ланд = земля шатров.
1323 л., Поход новгородской рати на Югру. В «Новгородской летописи» есть запись о том, что устюжане пленили новгородцев, возвращавшихся с данью из Югры.
Великий УстЮг = город при слиянии реки Сухона и Устья реки Юг, от равенства рек по своему объёму рождается выше Устюга Великого река Северная Двина. Двина = двизаю – двигаю или подымаю кверху (на север).
1339 лето.. Существовали не только «Нурмане», но была и «Нурманская земля», куда послаша новгородцы Кузьму Твердиславля и Олександра Борисовича с други (дружинниками), а от владыки «сестрица» (сына сестры) его - Матфея, за море, к Свийскому (Шведскому) князю посольством; и поехаша его в Мурманской земле, в городе людовли (многолюдном). «И до концаша мир по старым грамотам".
Однако Мурмане нападали на «новгородские земли» со стороны Балтийского моря и не только в компании с другими народами. Они разбойничали самостоятельно, что засвидетельствовано летописцами неоднократно. Вот один из примеров: "Того лета (1419 л.), пришед Мурмане войною, в 500 человек, в бусах и шнеках, и повоеваша на Варзуге (Южный берег Кольского п-ва) погост Карельский, и в земле заВолокской погосты: в Неноксе, в Корельском монастыре Святого Николы... Заволочане две шнеки «мурман» изшиба, а инее избегаша на море".
Такой набег «Мурман» представлял собой большую разбойничью операцию на значительной части побережья Белого моря (Варзуга находится на Кольском полуострове, волость Ненокса в Обонежской пятине, в районе Онежской губы, а Карельский монастырь святого Николы в устье Северной Двины). И народ этот, вероятно, должен был обладать немалой морской культурой, чтобы совершать по морю такие значительные переходы. Неоднократно ходили на Мурманскую землю и новгородцы. В исторических актах 1556 и 1566 годов есть упоминание о существовании Старого Мурманского рубежа. Коль речь идет о рубеже (границе всего скорее со Швецией), носящем имя народа, то, следовательно, этот народ жил где-то за названным рубежом. Кроме того, море, омывающее берега Норвегии и северные берега Терского наволока (современная Мурманская обл.), называлось новгородцами уже в XV веке Мурманским. Вероятно потому, что с этого моря нередко приходили «Мурманы». А берег получил название по имени моря. Но вот Баренцево море под именем «Северное» упоминается неоднократно. Например, так оно названо в "Межевой записи" от 23 мая 1596 года при корректировке и установлении границы между Швецией и Россией.
В 1412 лето Завоклокские, во главе с воеводой Яковом Стефановичем, «ходили войною на Мурманы».
К XV веку эти земли прочно вошли в состав Новгородского княжества. Побывавший в 1496 г. в наших местах дьяк Григорий Истома оставил описание мыса Святой Нос. Этот мыс "есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые 6 часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, кружит их и поглощает. По представлению поморов, в скале на мысе обитало морское божество, которому было подвластна морская стихия.

1461—1462 л., написано «Хождение Варсонофия в Египет, Синай и в Палестину» «Белым морем» называется Средиземное море, которое у его предшественника дьякона Зосимы было названо Великим морем. Русский паломник Варсонофий пишет: «И великая река - златоструйный Нил, течет из полуденной страны на полночь (север), в Белое море» (Средиземное).
1465—1466 л. Спустя четыре года после «хождения» Варсонофия, путешествие на Ближний Восток совершил дьяк посольского приказу «гость (купец) Василий», который описывает сирийский город Хооузм (г. Хомс) «…и озеро близ града и пещера откуда излазил змий, а подле озера того гора, а с боковой стороны горы той море Белое». т.е. снова Средиземное море названо Белым морем.
Переименованное море Православные русские монахи, осваивавшие чудское Заволочье, активно переносили кальку Библейских топонимик на русский Север. Об этом, в частности, свидетельствуют такие Библейские названия северных гор, как гора Голгофа на Соловках, гора Синай у поморской деревни Летний Наволок, и гора Елеон вблизи деревни Лопшеньги. Здесь пришлось подправить текст в деталях и есть желание уточнить: переименовывать, уничтожая языческие названия.
1480 л. Русские впервые попали в Англию, за 70 лет до Ченслора, прибывшего в Россию. Именно от русских купцов Ченслор узнаёт о Студёном море и возможности пройти Северным морским путём в Индию.
1525 л. Димитрий Герасимов составил первую карту побережья Северного Ледовитого океана.
«Кола – речка» встречается в летописи в 1532 лето.
1526 л, когда: "Поморцы с моря Окияна, из Кондолакской губы, просили вместе с лопарями на устройства церкви".
в 1562 л. Английский картограф Антоний Дженкинсон составил первую карту Московского государства, названия Белого моря на ней еще не было.
В первые море названо (оно показано и многие современные названия есть на той карте, но не названо) «Белым» лишь на карте Петра Плаиция в 1592 лето. Не секрет, что изначально оно даже считалось не морем, а большим заливом Ледовитого океана. Этот залив, который впоследствии получил название Белое море, разные исторические источники называли по-разному.
Канда Залив Нетрудно заметить, что известные гидронимы Поморья — Канда-губа, Канда-вик (Ганд-вик), Канда-лакша — состоят из двух частей. Морской залив по-поморски называется «губа», по-скандинавски «вик», а в карело-поморских говорах — «лакша».
Как видим, все эти три разноязычных названия в переводе означают Канда, как название «залива». Очевидно, что Канда – это древняя, первичная и поэтому практически неизменная часть в каждом из трех упомянутых названий. А вторая часть менялась в зависимости от лингвистических перемен, происходивших в течение последнего тысячелетия среди коренного беломорского населения. Сразу оговорюсь, что любые попытки дать перевод топонимического субстрата «Канда» исходя из созвучия с современными языками, я считаю ошибочными. Тем, не менее, можно упомянуть версии происхождения названия Канда-лакша. Кондолакская губа писалось в 1552 лето.
Канда – древнее море Любопытно, что на карте Виллема Баренца 1598 л, и карте Теодора де Бри 1598 л, и карте Герхарда Меркатора (Герарда Крамера) 1630 л, крупнейший беломорский мыс Канин-нос назван Канде-носом! И это не может быть случайностью. Линия, соединяющая крайнюю точку Канина-носа и крайнюю точку Святого носа, на противоположном берегу моря, фактически была границей и воротами в Канда-залив (Gand-vik). Но хочу возразить на эту фразу: на карте Антония Дженкинса 1562 лета «Канин нос» обозначен, как Caninoz, а омывают его воды Morzouets = Моржовые, при этом указан даже волок с реки на реку в основании Канин носа. Любопытно, что на картах XVI века Вильяма Бороу, Антония Дженкинсона и Себастьяна Мунстера в районе полуострова Канин указано название Condora. Расположение названия в районе современной Канинской тундры позволяет предположить, что Condora это искаженное европейскими картографами старое название «Canda tundra» (Канинская тундра). Но вместе с этим и это может быть самым главным: латинское «Сandidus. Candidates» – «одетый в белое», как ищущий должность.
На устье реки Печенги указана старинная часовня, «поставлена для лопского крещения в веру православную», а при впадении речки Манны в Печенгу – могила: «лежит начальник (основатель) Печенгского монастыря Трифон, а над ним сделана часовня… На устье Пазы реки церковь страстотерпцев (мучеников) христовых Бориса и Глеба, деревянная, клетски, стоит без пения, а в церкви образы, и книги, и ризы».
Речь идет о небольшом храме, срубленном самим Трифоном в 1565 году. Название «Против кораблей», то есть напротив стоянки судов. «Волоковая губа» напоминает о существовании волока – переправы судов через перешеек полуострова. Речка Гагарья – на ней «бобры бьют». Речка Китовка – возле ее устья «Выметывают киты с моря». Есть остров Сальный, Бакланья пахта (скала), Жемчужный наволок. О происхождении названия «Княжая губа» в Кандалакшском заливе сохранилось старинное сказание, записанное в 1565 году голландским купцом Салингеном. Согласно сказанию, шведы, пришедшие в Белое море, были вынуждены скрываться от русских на острове Кузове в Кемской губе, в становище, которое названо в связи с этим Немецким, а остров — Немецким Кузовом. Доведенные до отчаяния шведы попытались в пасмурную погоду при сильном дожде уйти восвояси через Кандалакшскую губу, но их настигли русские князья и в небольшой губке между Ковдой и Кандалакшей уничтожили. В честь победы русских князей над Шведaми залив был назван Княжой губой.
1579 лето. Взятие польским королём Стефаном Баторием русских городов Великие Луки, Велижа, крепости Невель, Заволочье. Когда начался военный поход Польши, под предводительством короля Стефана Батория, собравшего сорокатысячное войско, то для отражения врага Иван IV собирал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. Одним из казачьих атаманов, что участвовали в Ливонской войне, был и Ермак Тимофеевич, будущий покоритель Сибири.
1579 лето шведы попытались овладеть крепостью Нарва, но понесли большие потери.
В конце Ливонской войны, в 1580 году, шведский король Иоанн III выдвинул большую программу восточных завоеваний. Он стремился захватить весь северо-запад России, в том числе и Терский наволок, и изолировать Россию от морей, и держать под контролем все ее торговые и культурные связи с западноевропейскими странами. Напав на Терский наволок без объявления войны, шведы стали беспощадно истреблять местное население, выполняя задачу, поставленную перед шведским военачальниками: «Не щадить никого независимо от пола и возраста!». В инструкции войскам ставилась задача причинять населению “наибольший вред и урон, грабить и сжигать все, что можно, опустошать за собою всю страну”.
Островок около города Колы известен тем, что на нем находился монастырь Петра и Павла, основанный около 1582 года одним из первых жителей Колы — Семеном Вянзиным, в монашестве — игуменом Сергием. После того как Печенгский монастырь сожгли шведы в 1589 году, остров стал его пристанищем. В 1764 году монастырь был упразднен. А название острова Монастырский существовало до 1917 года. Этот остров имеет и другое название — Кладбищенский, которое теперь более известно.
Первые упоминания о погосте Иоканьгских саамов есть в жалованной грамоте царя Федора Михайловича в 1585 году.
А теперь — небольшое финансовое отступление, чтобы были понятны дальнейшие события, до 1591 года обычный размер дани не был обременительным для саамов Русской Лапландии — не выше 8 копеек с человека. Это если не считать корма и подвод, которые каждый погост должен был предоставить сборщикам дани. Размер налога зависел от того, насколько выгодными угодьями владело население. При этом “души” младше 15 лет не учитывались, так же как и женщины. Теперь понятно, что 7 саамов Масельги, отраженных в переписи 1608-1611 годов — далеко не все население, жившее тогда в наших местах. В 1591 году датчане резко ужесточили налоговую политику в отношении саамов, платящих дань русским. Одновременно в отношении же своих подчиненных — саамов Финмаркета — датский король распорядился по-другому. Они должны были прекратить выплаты русским сборщикам и чинить им всяческие препятствия в передвижении. Размер дани для саамов Кольского полуострова вырос до10 алтын. Если раньше соседи Масельги — Ловозерцы платили датскому королю с десяти веж 20 копеек, то теперь с них стали требовать 8 рублей 40 копеек в год, то есть в 42 раза больше! И так — повсюду. В датском архиве сохранилось несколько челобитных, поданных королю Христиану IV в период между 1591 и 1601 годами саамами разных погостов Мурмана, в том числе Масельги: «Раньше приезжало для сбора дани три человека с переводчиком, а теперь — семеро. Дань берут поголовно со старого и малого, в подводы требуют по 30 оленей, а “корма” — по 5 хлебов, по 12 туш мяса и по 100 сигов, а прежде бралось по 1 хлебу, 2 туши мяса и по 10 сигов. Меховую постель, которую дают им “почивати”, данщики забирают себе. Королевский сборщик, требуя всего этого, “бьет и мучит и в железа кует и на мороз мечет”. Масельгские лопари просили короля избавить их от “насильства” датских чиновников. Можно сделать вывод, что датчане решили в северной политике следовать примеру агрессивной Швеции.