Найти в Дзене
Новый очаг

Как выбрать хорошую школу и поступить в нее

Оглавление

У современных родителей голова идет кругом: школы превращаются в образовательные комплексы,лицеи и гимназии просто исчезают. Какие возможности для образования ребенка существуют в этой новой реальности?


Выбирая школу, кто-то изучает рейтинги Департамента образования, кто-то спрашивает мнения друзей, а кто-то просто отправляет первоклашку учиться поближе к дому. Но есть и другие способы выбрать хорошую и подходящую вашему ребенку школу.

  • Итоги профильных олимпиад. Рассматривайте результаты и Всероссийской, и независимых, и вузовских олимпиад. Об уровне школы свидетельствует не только количество призеров, но и в целом активное участие учеников.
  • Результаты ЕГЭ и ГИА. Обратите на них внимание, но оценивайте здраво: в условиях слияния школ вполне логично, что внутри одного образовательного комплекса оказываются дети с разным уровнем знаний. Ориентируйтесь на итоги учеников специализированных классов, в которые проводится конкурсный отбор. Больше половины класса набрали 80+ баллов — очень хороший результат.
  • Родительские форумы. Изучайте отзывы о школе, но делайте скидку на то, что тут встречаются и немного экзальтированные родители. Обратите внимание на содержание отрицательных отзывов: кому-то важно качество питания, кому-то — качество преподавания.
  • Доступ в приемную. Указанные на сайте школы часы работы администрации соответствуют реальным приемным часам. Нет никаких проблем с тем, чтобы записаться на встречу с директором или завучем или застать их на рабочем месте.
  • Личность учителя. В первом классе гораздо важнее не высокий уровень школы, а личность преподавателя и то, как он общается с младшеклассником. Как разрешать конфликты с учителем, смотрите здесь.
  • Вход в школу. Театр начинается с вешалки, а школа — с охранника. Вас встречают доброжелательно, готовы к диалогу, предоставляют всю информацию? Хороший знак.
  • Перемена. Если во время перерывов ученики бегают и активно играют, значит, в школе нормальный уровень доверия и взаимоуважения, нет перекоса в сторону жесткой дисциплины и муштры.
  • После школы дети не стремятся разбежаться, а играют и общаются на территории или ждут начала работы школьных секций? В общем, зайдите в школу после трех часов дня, и вы увидите ее настоящее лицо.
  • Учительская. Если дети спокойно заходят в этот кабинет, значит, школа существует как единый организм и дружный коллектив, в ней нет противостояния взрослых и детей.
  • «Чайная кружка». Если по школе разгуливают дети с кружками чая и в кабинетах можно заметить следы чаепитий, следует трактовать фактор в пользу школы: значит, тут нет зацикленности на дисциплине, а есть доверительное и неформальное общение.

Частная школа

Частные школы могут быть как обычными, работающими по государственной программе, так и «необычными». Давайте разберемся:

  • Обычная частная школа работает по государственному стандарту, но отличается от нее меньшей наполняемостью классов и активной занятостью детей после уроков.
  • Религиозная школа. Учредители таких школ — не государство, а церковный орган, коммерческая компания или физические лица. Школа все равно следует государственному стандарту, ее выпускники сдают ОГЭ и ЕГЭ, но в ней присутствуют специальные предметы и свой бытовой уклад. Оплата обучения может быть ниже, чем в частных школах, за счет помощи церкви и благотворителей.
  • Школа, работающая по международным программам. В России есть школы, работающие по системе «Международного бакалавриата» IB — во многих странах этот диплом приравнивается к диплому национальной школы и признается всеми или некоторыми университетами. При обучении IB можно перевестись в другую школу в любой точке мира, работающую по этой программе. Но в России это не так: если ребенок учится по программе IB, его не допускают до ОГЭ и ЕГЭ, и аттестат он не получает. Впрочем, родители, которые уверены, что продолжать образование ребенок будет за рубежом, смело выбирают этот вариант.
  • Школа-пансион. Это частная школа, которая реализует авторский или международный стандарт образования, а в оплату входит не только обучение, но и проживание и питание. Разумеется, это недешевое удовольствие, но некоторым родителям важно, чтобы дети находились в кругу «своих».

Иногда школы предлагают полные или частичные стипендии для одаренных детей — они влияют на общий уровень учеников, создадут конкурентную среду. Информацию можно найти на сайтах школ.

Какие еще необычные школы бывают

Простая, но необычная

Закон об образовании предполагает, что профильными являются 10-й и 11-й классы, но педагогическое сообщество считает, что есть большая группа детей, которые готовы к профильному образованию значительно раньше. В результате существуют школы, которые дополняют общеобразовательный стандарт профильным обучением на более ранних стадиях. Обзор необычных школ России смотрите здесь.

В некоторых школах параллельно существуют обычные и специализированные (математические, биологические и т. п.) классы. Обычно проводится дополнительный набор в 8-й, 9-й или 10-й, а иногда и в 7-й классы, а начальных классов может и не быть. Все дети приходят из других школ и зачисляются на конкурсной основе. Есть школы, в которые принимают с 7-го, 8-го, 9-го и 10-го классов.

  • Школы с этнокультурным компонентом реализуют государственный стандарт, но дополняют его изучением соответствующего языка и культуры, практикуют активные связи с соотечественниками. Набор обычно проводится в первый класс, негласный приоритет по национальному признаку существует, но также берут детей, готовых изучать язык и культуру другой страны.
-2
  • Музыкантов обычно набирают в первый класс и сразу же учат и по общеобразовательной, и по профильной программам. Танцоров предпочитают брать чуть попозже — в возрасте 9−10 лет. Для художников есть школы с набором в 1-й и 5-й классы.
  • Элитные училища и корпуса Министерства обороны — это полноценные профессиональные учебные заведения со всеми вытекающими дисциплинарными и организационными требованиями. В военные, военно-морские, военно-музыкальные училища и Кадетские корпуса набирают детей в 5-й класс по системе интерната, т. е. дети отправляются домой только в субботу вечером, и то не всегда.Кадетские корпуса и военные училища — «однополые» и преимущественно для мальчиков (для девочек открыт всего один Кадетский корпус). Критерии отбора — физическое здоровье, хорошая успеваемость, есть льготы для детей военнослужащих и детей-сирот.
  • Кадетские школы. Их особенность — военно-патриотическое воспитание, усиленная физическая подготовка, иногда военномузыкальный компонент. Можно найти кадетские школы, куда берут первоклассников — они обычно не требуют проживания в интернате, в них мальчики и девочки учатся вместе. Такие школы обычно связаны с силовыми ведомствами -Министерством обороны и Министерством внутренних дел, поддерживаются ими.
  • Спортсмены могут быть как интегрированы в обычную среднюю школу в форме специальных классов, так и иметь собственную общеобразовательную программу. Некоторые из таких школ работают по системе интерната. У детей обычно две тренировки в день, поэтому школа должна быть рядом с местом тренировки, а занятия — подстраиваться под тренировочный график (иногда первый урок начинается позже).

Интернат и домашнее обучение: плюсы и минусы

Интернат

Профильное образование в раннем возрасте получить непросто, если ученик будет вынужден тратить на дорогу по 3 часа в день. К тому же детям с нестандартными устремлениями или ярко выраженными способностями подошла бы особая атмосфера, дополнительные занятия, общение с коллективом в течение всей рабочей недели. В форме интерната работают, к примеру, школа для одаренных детей «Интеллектуал» или СУНЦ МГУ для старшеклассников; школа МИД России, часть упомянутых кадетских и спортивных школ.

Преимущества интерната — единая воспитательная и образовательная стратегия и экономия времени. Для некоторых детей, проживающих за пределами мегаполиса, интернат становится единственной возможностью получить качественное среднее образование. Иногда изза семейных обстоятельств (потеря кормильца, особый график работы родителей) интернат позволяет не только дать ребенку образование, но и уберечь его от негативного влияния улицы. Разумеется, единственно верного для всех взгляда на этот вопрос быть не может: все зависит от конкретного ребенка, его характера и психологических особенностей, семейных обстоятельств.

Учимся дома

По закону образование ребенок может получать и вне организаций, предоставляющих образовательные услуги. Это значит, на любом этапе обучения, с 1-го по 11-й класс, родители имеют право учить ребенка дома. При этом ученик числится в школе, она организует промежуточную аттестацию (по договоренности от раза в месяц до раза в полгода), а ребенок сдает итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ и получает аттестат. Родителям должна выплачиваться материальная компенсация на обучение ребенка, переведенного на семейную форму, — эта цифра колеблется от региона к региону. Подписать договор на семейную форму обучения нужно не позднее 6 сентября — это важно для формирования школьного бюджета.

Самообразование в законе тоже предусмотрено: теоретически старшеклассники могут не ходить в школу (или учиться за рубежом), а потом просто пойти и сдать ЕГЭ. Но получить аттестат таким образом, к сожалению, не получится.

Домашнее обучение: «за» и «против»

Плюсы семейного образования:

  • Ребенок учится по удобному ему графику, в подходящем ему темпе.
  • Ребенок не тратит время на школьную рутину.
  • Ребенок, которому тяжело даются контакты со сверстниками или который имеет серьезные проблемы с дисциплиной и поведением, огражден от неприятных инцидентов.
  • Если семейный уклад и мировоззрение входят в противоречие с тем, что принято в школе, то, обучаясь дома, ребенок не страдает от возможных разногласий.
  • Ребенок может заниматься другой профессиональной деятельностью: спортом, съемками в кино и т. п.

Минусы семейного образования:

  • Ребенок все же хуже социализируется, не учится жить в обществе и культурном контексте своих ровесников. Некоторые родители считают это плюсом, мол, «всякой гадости не нахватается». Другие же уверены, что лучше поискать хорошую школу, даже если она далеко, но все же учиться в коллективе.
  • Материал начальной школы объяснить ребенку может практически любой родитель с высшим образованием. А уже в средней и тем более в старшей школе просто хорошо образованный родитель может конкурировать только с очень слабой школой! Все равно придется привлекать специалистов-предметников.