В наступившем году исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося российского ученого-биолога, основателя Центрально-Черноземного государственного заповедника Василия Алехина.
Василий Васильевич родился 17 января 1882 года в Курске на улице Пастуховской (ныне Белинского) в семье харьковского купца, торговавшего мехами. Их собственный одноэтажный домик сгорел, после чего семья была вынуждена перебраться в небольшой флигель в доме № 8 по улице Мирной. Жили Алехины небогато, но отцу семейства, которого тоже звали Василий Васильевич, всем своим детям удалось дать высшее образование.
С детских лет Василия тянуло в мир природы. В восьмилетнем возрасте, гуляя по большому отцовскому саду, он записывал в блокнот названия растений. А в 13 лет ему в подарок преподнесли предназначенную для студентов МГУ книгу Петра Маевского «Флора Средней России». С тех пор он увлекся сбором и определением растений под руководством своего дяди Алексея Алехина - ученика известного специалиста по курской флоре Александра Мизгера.
В 1901 году Василий с золотой медалью окончил Курскую классическую гимназию и поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Еще будучи студентом, приехав однажды домой на каникулы, он увидел на городском рынке, как крестьяне с возов продают сено (по другой версии: крестьяне привезли воз сена во двор его дома.)
Присмотревшись, будущий ученый был поражен видовым богатством скошенных трав.
Расспросив крестьян, он узнал, что под Курском есть уникальные степные просторы, на которых и произрастает это богатство. С тех пор Василий часто бывал в Стрелецкой степи, подолгу ходил там, изучая растения, и лишь под вечер возвращался в город.
От студента до ученого
После окончания университета Василий Алехин остался в вузе на преподавательской работе. Интересно, что одно время он страстно увлекся выведением новых сортов роз.
Его товарищи по этому поводу шутили, что Василия ждет жизненный путь, усеянный розами. Однако увлечение степями все же пересилило, и в 1908 году молодой ученый сделал свой первый доклад в Московском обществе испытателей природы на тему «О целинной степи в Курске». В 1909 году была опубликована его первая научная статья «Очерк растительности и ее последовательной смены на участке Стрелецкая степь под Курском», а еще через год вышла вторая работа – «Казацкая степь Курского уезда в связи с окружающей растительностью». Так эти земли были открыты для науки.
Сдав в 1914 году магистерские экзамены, Алехин становится приват-доцентом Московского университета, преподает также и в других вузах Москвы. Часто наведывается в Курск. В 1918 году он уже профессор, а в 1919-м – руководитель ботанической части экспедиции по обследованию Курской губернии. После окончания Гражданской войны, в 1923 году, Алехин организовал в МГУ кафедру геоботаники и был назначен ее заведующим.
Делом всей жизни ученого стало создание степного заповедника. Начиная с ранних своих работ, он доказывал необходимость охраны целинной степной растительности и публиковал перечни участков. В 1925 году ученый писал: «Что сделано для того, чтобы эти ценные природные документы сохранились и не исчезли окончательно? Ведь подобные памятники природы, раз разрушивши, мы, при всем своем желании, создать вновь не в состоянии. И, оказывается - к нашему стыду, в этом отношении не сделано ничего или почти ничего».
Для решения проблемы Василий Васильевич предложил поставить вопрос о создании сети заповедников, каждый из которых должен представлять весь степной комплекс данного района.
В сентябре 1929 года, выступая на I Всероссийском съезде по охране природы, Василий Алехин в своем докладе отмечал: «Следует создать специальную экспедицию для выявления таких целинных участков. Принимая во внимание быстрый темп распашки земель, нам следует с этим делом особенно торопиться. В хозяйственном отношении целинная степь имеет громадное значение. Вопрос о повышении урожайности самым тесным образом связан с восстановлением нормальных свойств чернозема, который может быть изучен только на нетронутых участках».
Заповедное начало
Благодаря докладу Алехина съезд принял решение об организации ряда экспедиций для отыскания новых степных участков и для детального осмотра уже выявленных. Наконец, на основании собранных материалов 10 февраля 1935 года был учрежден Центрально-Черноземный государственный заповедник, которому сразу же было присвоено имя профессора Алехина. В состав заповедника вошли Стрелецкая, Казацкая и Ямская степи с прилегающими к ним участками сохранившихся дубовых лесов.
В 1938 году Василий Алехин одним из первых в стране поднял вопрос о создании списка редких растений Советского Союза.
Классические работы по курским степям вошли во все учебники ботанической географии и стали известны во всем мире. Он руководил многими геоботаническими экспедициями в различные области страны; ему принадлежат более ста печатных работ в этой области, им составлен первый обзор растительности СССР, он автор учебника «География растений» для высших учебных заведений.
Сразу после Великой Отечественной войны Алехин активно приступил к восстановлению Центрально-Черноземного заповедника. Летом 1945 года он в последний раз посетил свое детище – созданный по его инициативе и при непосредственном его участии памятник живой природе.
Исход
Умер Василий Алехин 3 апреля 1946 года. Причиной трагичного исхода стало высокое давление, на что он никогда не обращал внимания и не лечился. Похоронен выдающийся биолог на Новодевичьем кладбище в Москве.
Вспоминая великого ученого, настоящего жреца науки, его племянник Игорь Спенглер пишет: «Когда мне было 7 лет, я помню, как дядя Вася сажал меня на двуколку, и мы вместе ехали в степь. По дороге он несколько раз останавливал лошадей, слезал и рассматривал растения, иной раз залезая для этого под кусты или в канаву. Прогулки продолжались до обеда и были для меня очень интересными. В 20-х годах наша семья несколько раз была под Москвой в Голицыно, где Алехины снимали на лето две комнаты. Там для меня было все громадным, и ели, и белые грибы со шляпкой, как тарелки. А дядю Васю интересовали растения – громадные папоротники, он очень любил бывать на природе. В последующие годы наши семьи в Москве жили близко и часто ходили в гости друг к другу на дни рождения и по праздникам. Мне кажется, Василий Васильевич не очень любил эти застолья, так как считал все это потерей времени. Он обычно был молчалив, улыбался редко. У меня с дядей Васей были общие интересы – филателия, мы менялись марками, при этом он всегда отдавал больше, чем брал. У него были толстые, великолепные альбомы марок. Он осторожно мыл их, как маленьких детей, затем брал пинцетом и аккуратно приклеивал, также аккуратны были гербарии. Это было его отдыхом – разрядкой. В комнате дяди Васи стояло более десяти шкафов с книгами, висели в застекленных коробках коллекции бабочек».
Как истинный ученый, в быту Василий Васильевич был предельно скромен, всей душой отдаваясь научным изысканиям. По словам современников, он был сдержанный, на вид иногда суровый профессор, которого, кстати сказать, побаивались студенты. Но в степи он преображался: был остроумен, радовался каждой находке и удачно составленному описанию.
Свое поэтическое восприятие степи Василий Алехин выразил в стихотворении «Вот степь!», написанном им в 1946 году – последнем в его жизни.
Подготовил Олег Качмарский