Большую часть этой недели я провел на острове Gotland в Швеции, где каждый год проходит политический фестиваль Алмедален. Пятьдесят тысяч людей съезжаются со всей страны в город, размером с половину парка Горького, чтобы в течение недели обсудить разнообразные социальные и политические вопросы.
Это мысль очень сложно переварить: десятки тысяч людей самостоятельно, без принуждения тратят дни своей жизни, чтобы поучаствовать в развитии общества и сделать жизнь в своей стране лучше. С одной стороны, это говорит о том, что все бытовые проблемы в Швеции решены и решены давно. Нет бедности, нет голода, нет дискриминации, соответственно люди готовы обсуждать более сложные и комплексные вопросы. С другой, фестиваль показывает высокий уровень развития общества и невероятную вовлеченность населения страны в политику, причем во исключительно во внутреннюю.
Я даже не могу представить какой скачок в развитии должно совершить наше общество, чтобы хотя бы отдаленно создать похожее мероприятие. Пока нас хватает только на спонтанные митинги против несправедливости и произвола, либо на сгоняемые насильно Путинги во славу Единой России.
Фестиваль проходит в стенах средневекового города, где хаотично расставлены тенты разнообразных организаций. На фестивале представлены все парламентские партии, множество непарламентских, НКО, профсоюзы, борцы за права. Вечер каждого дня посвящен одной из парламентских партий, лидеры которой толкают свою повестку.
Больше всего меня поразило обилие организаций, которые поднимают такие вопросы, которые у нас даже приватно не принято обсуждать.
Например, вот эти прекрасные женщины из Федерации пенсионеров Швеции. 140 000 пенсионеров объединились, чтобы защищать свои интересы, разрабатывать социальные программы, продавливать свою повестку и круто проводить время.
Вот эти ребята выступают за прекращение финансирования королевской семьи из государственного бюджета. Аргумент один – это наши деньги, почему они достаются группе людей, которая не работает. Хотелось им рассказать про бюджет администрации президента у нас, но я не стал расстраивать парней.
Вот организация для людей, которые недавно потеряли близкого человека, ведь вместе проще переживать боль утраты. Это же такая простая идея – объединиться чтобы побороть последствия личной трагедии.
На фестивале есть место и коммерческим компаниям, которые представляют социально значимые проекты. Например, вот девелопер представляет проект кондоминиума для пожилых людей. 3-х этажный особняк с закрытым внутренним двором обеспечивает жилье и круглогодично доступный внутренний двор. За счет застекленного атриума внутри даже в самые холодные месяцы температура не опускается ниже +10. Напоминаю, что Швеция находится на широте Санкт-Петербурга. Апартаменты можно купить в счет публичных накоплений ‘шутка про повышение пенсионного возраста в России’
Большинство обычных людей приезжают на фестиваль чтобы пообщаться с политическими лидерами в неформальной обстановке, задать им вопросы. Также на мероприятие стекается множество лоббистов. Алмедален еще и крупнейшая предвыборная площадка. В этом году в Швеции выборы в парламент и все партии представляют свою повестку. Кто двинул самую актуальную повестку, тот и победил. Демократия, блин.
Надо сказать, что наш тент Polys, хоть и находился на отшибе, вызвал живой интерес у публики фестиваля. Идея электронной демократии очень популярна в Европе в связи с трендом на пересмотр традиционных демократических процедур. Один подошедший ко мне чувак, владелец онлайн платформы для прямой демократии задается вопросом почему мы выбираем парламент раз в четыре года, когда можно выбирать раз в четыре минуты? И действительно, почему бы и нет?
Мероприятие интересное со всех сторон, и я уверен, что рано или поздно наше общество тоже созреет для подобных ивентов. Текущий Алмедален является юбилейным – ему исполнилось 50 лет. Россия только в начале пути.