Когда младенец протягивает руку и дотрагивается до предмета перед собой, он не только исследует его текстуру и форму. Эти действия необходимы для того, чтобы научиться видеть. Эта идея кажется странной, но она была продемонстрирована и получила доказательство в 1963 г. Ричардом Хелдом и Аланом Хейном, исследователями из Массачусетского технологического института.
Эксперимент состоял в следующем, они поместили на круговую карусель двух котят. Напротив друг друга, так, что они могли видеть хвосты друг друга, но не могли видеть мордашки и тело. Одного усадили в специальную коляску, а другой ходил по кругу сам. В итоге нормальное зрение развилось только у котенка, который ходил сам. Тот кто сидел в коляске не научился правильно видеть его зрительная система должным образом не развилась.
Зрение не ограничивается информацией, поступающей от глаз – поступающие в мозг сигналы воспринимаются всем телом. Эти сигналы могут обрести смысл только в результате обучения, которое происходит когда мы не только видим предмет, но и трогаем его.
Это единственный способ обучить мозг правильно интерпретировать поступающие по зрительному каналу данные. Если человека с самого рождения лишить возможности взаимодействовать с окружающим миром, то он никогда не научится видеть. Когда младенцы ударяются о решетку кроватки, грызут игрушки и играют с кубиками, они не просто исследуют мир, но еще и тренируют свою зрительную систему.
Когда младенец поворачивает голову, трогает, что-то тянет, отпускает - это его мозг измеряет сенсорные сигналы, которые он получает при каждом новом действии. В результате этих разнообразных экспериментов тренируется зрение.