В начале 1910-х годов появились первые тракторы. В том числе гусеничные, американца Холта. Они произвели большое впечатление не только на мирных аграриев, но и на военных. Разработки первых боевых машин открыли практически во всех военных державах, в том числе в России.
Пионеры
Машина изобретателя Пороховщикова (он назвал её "вездеход") оказалась весьма оригинальной конструкции. И даже отчасти удачной ("вездеход" первым в мире умел преодолевать водные препятствия, имел многослойную броню, был очень быстр). Однако у военного ведомства серьёзные сомнения вызвала единственная резиновая гусеница машины, из-за которой она была почти обречена идти не сворачивая. Проект резко свернули, а с Пороховщикова затребовали деньги, выданные на его реализацию.
Не вышло России стать танковой державой и со второй попытки. Царь-танк (в народе "нетопырь") Николай Лебеденко построил в 1915 году. И до сих пор он остаётся самой большой боевой машиной в истории (высотой около 9 метров, длиной почти 18 и шириной в 12 метров). Но практического значения у неё не было, ведь пара выстрелов по спицам огромных колёс выводила царь-танк из строя.
Английский монстр
Первый настоящий боевой танк создали британцы. Он получил название Марк 1, т. е. модель 1. На фронт англичане доставляли новое оружие в строжайшей секретности под видом резервуаров для воды. Отсюда и название "танк", "бак", "цистерна" (правда, в российской дореволюционной печати слово переводили как "лохань").
Первые машины были весьма несовершенны, они были не только плохо бронированы, медленны и ненадёжны. У "большого Вилли" (так ещё называли Марк 1) были проблемы с отводом пороховых газов, а температура в кабине доходила до 60 градусов по Цельсию, так что погибнуть в нём можно было просто находясь внутри. А ещё им не мог управлять один водитель, а сразу четыре.
Боевое крещение
Однако в первом же бою на реке Сомма большой Вилли показал свой потенциал. Хотя половина танков из 49-и попросту завязла или сломалась по пути к вражеским окопам, оставшиеся сумели прорвать фронт на 5 км. И восторженные английские генералы быстро телеграфировали просьбу прислать ещё 1000 таких же. А уж какое впечатление произвело это на простых солдат, говорить не приходится.
Именно моральное воздействие на противника стало главным оружием этих монстров.
Англичане постепенно дорабатывали свой танк, и фактически поставили его на конвейер. Машин всех марок они и французы за годы Первой мировой произвели около 8 тысяч, а вот счёт немецких шёл лишь на десятки. Правда немцы ответили своим врагам качеством.
Их A7V был так велик, что нёс в себе целых 18 человек. Также он был хорошо бронирован и вооружён. Но и он не избежал ошибок первых машин. Водитель мог видеть пространство только в 9 метров перед собой.
Такими были пионеры танкостроения. Однако в Первую мировую всё же вошёл эпизод с самым первым встречным танковым боем в истории.
24 апреля 1918 года три A7V неожиданно наткнулись на три английских танка. Два немецких растерянно встали, два английских подбили. И заканчивался бой дуэлью, из которой победителем вышел всё же английский танк. Формально поле сражения оказалось за англичанами. Собственно, они же взяли верх и во всей Первой мировой, первой танковой войне истории.