Найти тему
РОДИНА 🐘 СЛОНОВ

Что нам не рассказали о мёртвой станции «САЛЮТ-7». Секреты советских космонавтов

Оглавление

Наверное, многие из нас посмотрели вышедший недавно отличный отечественный фильм «Салют-7», который  рассказал ранее мало кому известную историю спасения советской орбитальной станции. Конечно, в этом кино — в целом весьма неплохом и уж точно зрелищном — был допущен длинный ряд неточностей и преувеличений, о чем говорят как космонавты-прототипы, так и другие вовлеченные в космический процесс люди: Владимира Джанибеков и Виктор Савиных, или, скажем, Валерий Рюмин (в то время — руководитель Центра управления полетами).

Дотошные зрители могут прочитать много подлинных фактов в книге В.Савиных «Записки с мертвой станции«. Она была издана в 1999 году. После выхода кино произошло ее переиздание — в новой супер-обложке, но, судя по всему, без какого-либо изменения содержания.

Однако, читая эту книгу, а также изучая другие интервью и материалы на тему "Салюта-7", в голову начинает навязчиво лезть один вопрос. Всё ли и до конца ли рассказывают нам космонавты об истории спасения станции и мотивах этого спасения? И, похоже, кое о чем они решили нам не говорить…

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНЦИИ

Салют-7 — долговременная советская орбитальная станция (ДОС). Начала работу в Космосе в 1982-м году. Предназначение - проведение научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости, вакуума, радиации. Последняя из станций серии «Салют» (дальше перешли на "Мир").
Рассчитана на большой период эксплуатации (до 5 лет). Передний стыковочный узел был усилен для приёма тяжёлых кораблей-модулей ТКС, объём внутреннего обитаемого пространства сделан больше, бытовые условия для экипажа станции улучшены . Добавлены новые солнечные батареи. Из станции осуществлены 13 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью более 48 часов.
Длина ДОС — 14,4 метра. Максимальный диаметр — 4,15 метра. Внутренний полезный объём — 82,5 м³. Размах солнечных батарей — 16,5 метров. Площадь панелей солнечных батарей — 60 м².
ДОС "Салют-7"
ДОС "Салют-7"

11 февраля 1985 года, после 6-месячного отсутствия на станции людей, связь с ней внезапно прекратилась (позже стало понятным, что к этому привели ошибочные команды с Земли). ЦУП принимает решение попытаться её спасти. 6 июня 1985 года к станции была отправлена космическая экспедиция на космическом корабле «Союз Т-13» во главе с очень опытным космонавтом Владимиром Джанибековым (командиром корабля) и бортинженером Виктором Савиных. После трехмесячного героического спасения все узлы станции были восстановлены. Обитаемой и работающей она продолжала оставаться до 1987 года, после чего была законсервирована.
А еще через несколько лет, вследствие возросшей солнечной активности, станция начала неконтролируемое падение. В феврале 1991 года ДОС вошла в атмосферу на скорости свыше 30 000 километров в час. Несгоревшие фрагменты упали в малонаселённых районах Чили и Аргентины.

Таким стал конец легендарной орбитальной станции

О ЧЕМ НАМ НЕ РАССКАЗАЛИ

А не говорят нам с вами, друзья, про то, что космонавты на этой станции могли вести работы, о которых рассказывать нельзя. Что, впрочем, не мешает нам это обсуждать...

Главной задачей для экипажа Джанибекова и Савиных (рабочие позывные Памир-1 и Памир-2) стало, безусловно, восстановление полностью обесточенной космической станции.

Что такое отсутствие электричества в на орбите? Это не только освещение или работа приборов. Это также и отсутствие вентиляции. Углекислый газ начинает скапливаться вокруг космонавта ввиду отсутствия естественной конвекции воздуха. Отсюда нужна принудительная постоянная циркуляция и очистка. Ведь даже с работающей системой космонавтам приходится к своим спальным местам тянуть трубы-воздуховоды. Иначе утром — головная боль и разбитость. А уж если совсем без вентилирования…

Отсутствие электричества — это отсутствие отопления и низкая температура внутри станции. По прилету с Земли космонавты определяли ее примерно в +3+5 градусов. Хотя скорее всего, температура была даже ниже нуля — весь запас воды на станции был замерзшим. Из крана водяной колонки свисала сосулька… Давайте попробуем недельку-другую пожить и поработать на таком холоде.. и поспать…

Наконец, без электричества не работают приборы и системы навигации. Невозможна автоматическая стыковка и множество других необходимых действий.

Космическая станция Салют-7. Рабочий отсек
Космическая станция Салют-7. Рабочий отсек

Вот почему "Салют-7" в полном смысле был мертвым. Космонавты в течение трех месяцев день за днем восстанавливали работоспособность всех систем станции. Как обычно для нашей страны — в обстановке исправления многочисленных косяков и недоработок разработчиков и производителей.

В книге В.Савиных хватает упоминаний, как приходилось, например, в течение часа обычным надфилем обтачивать посадочный кронштейн камеры, присланной ЦУПом, потому что он не подходил в посадочное гнездо. Неужели такие вещи нельзя было проверить на Земле?! Много было нестыковок : присылали не те кабели, неправильно
составленные инструкции по использованию и тд. Всё это космонавтам приходилось доводить до ума на на станции, используя собственные знания и радиопомощь из Центра управления.

Эти героические моменты борьбы за «Салют-7» подробно и хорошо описаны и в книге, и в устных рассказах «Джана» (Джанибекова) и Савиных. И в еще более гипертрофированной форме — то ли в очень патриотической, то ли в слишком голливудской, трудно понять — нам показали в фильме режиссера Клима Шипенко (2017).

Из книги В.Савиных «Записки с мертвой станции»
Из книги В.Савиных «Записки с мертвой станции»

Но сейчас мы поговорим немного о другом. Во время прочтения «Записок с мертвой станции» возникает подозрение, что Виктор Петрович Савиных недоговаривает о тех целях и задачах, которые были проведены на "Салюте", когда тот был реанимирован.

Например, по возвращении космонавты получили следующие награды. Виктор Савиных — вторая Звезда Героя Советского Союза. Владимир Александрович Джанибеков — звезду не получил, поскольку уже имел две, однако стал генерал-майором авиации.

Заслуженно? Вполне. Но только ли за спасение станции «Салют-7» они были награждены? Генеральское звание для летчика-космонавта — большая редкость. Можно вспомнить Алексея Леонова да еще несколько человек из отряда космонавтов, ставших генералами. А Виктор Петрович Савиных — уже через несколько станет ректором (а позже президентом) Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Так что создается ощущение, что были еще какие-то потаённые достижения экипажа, за которые Родина, партия и правительство так высоко оценили полет.

ЧТО ЕЩЕ МОГЛИ СДЕЛАТЬ ДЖАНИБЕКОВ И САВИНЫХ?

Давайте вспомним то время.

Начало 1985-го года. «Холодная война» с блоком НАТО еще вовсю идет (то и дело грозящая сорваться в горячую). Страны-противники беспрестанно наращивают вооружение и при любой возможности норовят его продемонстрировать. Нервы напряжены…

В июле 1985-го на "Салют-7" прибывает грузовой транспортный корабль. Космический грузовик. Савиных называет его в книге — это «Космос-1699″. Правда, другие источники (например, Википедия) говорят еще и о Космосе-1686. То есть было два таких грузовых корабля — и это не считая июньского прихода  грузовика «Прогресс», третьего по счету. Что привлекает внимание в этих двух «Космосах», прилетевших в течение очень короткого срока (примерно за два месяца)?

Что привезли эти грузовики нашим космонавтам? Хитрый Виктор Петрович, дважды Герой Советского Союза, безусловно, умеет хранить военную тайну и упоминает всего про один груз — обновленные скафандры с подсветкой. А ведь каждый из «Космосов» — это 20-тонный корабль! Хотя насчет первого грузовика, «Прогресса» (который в июне), и пришедшее в нем оборудование он много чего рассказал в книге! Мы можем предположить, что была в этих «Космосах» какая-то техника, о которой не стоит рассказывать. Какая же?.. Думаем, следующая.

Чуть позже. 13 сентября 1985. Сотые сутки полета экипажа.

В этот день США проводят испытания космического противоспутникового оружия. Георгий Гречко, тоже заслуженный и опытный космонавт, выходит из ЦУПа на связь с "Салютом-7" и такими словами говорит космонавтам на орбите об этих испытаниях:

В действие вводится новое оружие: пучковое, лазерное.  Американская администрация ведет себя как зарвавшийся игрок, который спешит скорее сорвать банк.

Скорее всего, Вооруженные Силы СССР заранее знали о готовящихся испытаниях в США. Знали и готовились. И наш космический форпост — в лице полковника Джанибекова и гражданского космонавта Савиных — готовился тоже. Ведь получить данные космической разведки в вопросе испытаний новейшего оружия всегда было сверхважно. Кто знает, может быть, и само спасение «Салюта-7» было связано главным образом с необходимостью такой разведки?..

Вы можете спросить, а точно ли были прибывшие два «Космоса» аппаратами военного назначения? Возможно, могли не быть. А могли и быть!

Например, сейчас (лето 2018) с орбиты готовятся входить в атмосферу (а проще говоря, упасть и сгореть) древние советские спутники Космос-1378 и Космос-1825. Это спутники в полном смысле военные ( детальной радиотехнической разведки ), хотя и называются очень мирно — «Целина-Д». Оба запущены в середине 80-х. Так что среди серии «Космос» могли летать аппараты практически с любыми целями. И оборонные были очень нередки!

И кто знает, что за «Космосы» прибывали к Джанибекову и Савиных дважды за два месяца, что они привезли и как это потом использовалось…

ГЕРОИ КОСМОСА И СВОЕЙ СТРАНЫ

Недавно Роскосмос проводил очередной набор кандидатов в отряд космонавтов. Среди ряда обязательных требований о возрасте, опыте работы, показателях здоровьях и тд, знаете, какой пункт шел первым? Умение хранить государственную тайну. Думаем, в советское время это требование тоже было не в конце списка...

А в заключение остается сказать только одно. Мертвая станция «Салют-7» была спасена по-настоящему отважными и профессиональными усилиями этих двух человек, Памира-1 и Памира-2. Владимира Александровича Джанибекова и Виктора Петровича Савиных, дважды Героев Советского Союза. Огромная благодарность им от всех нас за пример личной храбрости и технической грамотности.

Также отдельное спасибо автору книги «Записки с мертвой станции» В.П.Савиных. Искренне рекомендуем прочитать. Стиль очень живой и интересный, много технических и бытовых подробностей полета. Нередко автор радует эпическими деталями.

Алексей Королёв, историк космонавтики

Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. 1985
Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. 1985