В XII веке в Каталонии после освобождения от арабских захватчиков и франков начался период расцвета. Территорию разделили на небольшие графства, и большинство семей, владеющих землей, попали в вассальную зависимость от сеньоров.
Становление феодализма в Каталонии отличалось от других испанских государств. Чтобы усилить зависимость крестьян и увеличить доходы, каталонские феодалы ввели множество поборов и штрафов, которые в народе прозвали «дурными обычаями».
Вассал всегда должен
К «дурным» относились шесть видов штрафа, объяснимых с экономической точки зрения. Феодалы трактовали их таким образом, чтобы лишить крестьян любых проявлений свободной воли.
Большинство «дурных обычаев» сводилось к тому, что какая бы неприятность или событие ни приключились в семье крестьянина, в первую очередь он был должен феодалу. Дом сгорел, жена изменила, умер без завещания — плати штраф хозяину. Потому что зависимый человек обязан в первую очередь заботиться о хозяине, а в последнюю — о себе и своей семье.
Переход к новому сеньору
От штрафа «ременса», который платили за переход к новом сеньору, произошло общее название крестьян — ременсы. Первоначально «ременса» означал выкуп свободы, позже этим словом называли все крестьянские повинности.
Личная ременса означала, что находящийся в вассальном подчинении крестьянин мог сменить хозяина или место жительства, уплатив выкуп сеньору. Сумму устанавливали по договоренности: чем большей была семья крестьянина, тем больше становился выкуп. Недвижимость крестьянина переходила в управление хозяина, поскольку ременсы не имели права продавать имущество, находящееся во владениях сеньора.
Выйти замуж
Вступление в брак за пределами сеньории также облагалось налогом. С мужчин и женщин, владевших имуществом, взимали третью часть собственности. Девушки, наследовавшие земельный надел, также теряли треть имущества. Очевидно, размеры выкупа были непомерно высокими для крестьян, поэтому обычай и прозвали дурным.
Феодал желал получать доход с каждого земельного надела (манса), а потеря одной пары рук снижала производительность. Уход работника в другую сеньорию расценивался как прямой ущерб и возмещался крупной суммой.
В остальных случаях девицы (не наследницы) платили сеньору по два солида и восемь динариев. Девушка, не имевшая собственности, не всегда находила пару в своей сеньории. Если феодал не давал разрешения на брак бедной девицы, она могла в день венчания положить на алтарь нужную сумму и получить свободу.
Измена супруги
Материальное наказание за прелюбодеяние жены («кугусия») также имеет экономическую основу. В случае распада семьи мужу и жене приходилось делить имущество, а феодал был заинтересован в сохранении целостности манса. Кугусия предписывала, что имущество изменницы делится между обманутым с супругом и феодалом.
Сложность в том, что феодал не всегда различал, что принадлежит мужу, а что — жене. Прикрываясь заботой о семье и морали, он мог захватить часть имущества мужа. Из-за злоупотреблений сеньоров кугусия стала дурным обычаем.
Отсутствие завещания
Правило, названное «интенсиа», также ввели, заботясь о феодалах. Если крестьянин умирал, не оставив завещания, феодал получал право на лучший скот в стаде покойного. Наследники, вынужденные делить имущество без завещания, ссорились. Распри снижали качество работы, и феодал нес убытки. Интенсиа снижала возможный ущерб сеньора.
Пожары и другие неприятности
Если в хозяйстве случался пожар, крестьянин выплачивал штраф «арсия». Кроме того, феодалы принуждали крестьянок грудью кормить своих младенцев, что также вызывало протесты. У крестьянских детей в первые годы жизни не было другой еды, кроме материнского молока. Матери выполняли повинность в ущерб своим детям.
Вступление в брак
Для бракосочетания платили денежный взнос, который назывался «фирма де эсполи форсада». Брак трактовали как соглашение о совместном владении имуществом, то есть приравнивали к юридической сделке. Права супругов на приданое и владение имуществом подтверждала подпись сеньора. Без нее крестьянин имел мало шансов в имущественных спорах, его иски даже не принимали к рассмотрению.
Отсутствие наследников
В случае смерти крестьянина его имущество переходило наследникам по прямой линии. Если же прямых наследников не было, имущество доставалось феодалу. Считалось, что так манс не будет простаивать и продолжит приносить прибыль. А на деле оказывалось, что при каждом удобном случае феодал отбирал у вассалов все больше земли.
Право откупиться
Во второй половине XV века после серии крестьянских восстаний король Фердинанд Католик освободил каталонских крестьян от власти сеньоров, хотя и с оговоркой. (Основным требованием мятежников была отмена «дурных обычаев».) Король предоставил крестьянам право откупиться от штрафов. После уплаты взноса в 60 солидов крестьянский надел освобождался от повинности.
Акт, который отменял «дурные обычаи» назывался «Гаудалупской сентенцией». Через шесть лет Фердинанд принял Толкования к сентенции (подобно тому как сейчас издают комментарии к законодательным актам). Однако от принятия закона до его соблюдения прошли десятки лет, а в отсталых районах ― даже столетия. С феодальных времен в Каталонии сохранилась традиция отмечать день Рогоносца, напоминающий о по-настоящему дурных обычаях средневековья.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Кто такие ландскнехты и почему их боялась вся средневековая Европа
Средневековые наёмники — почему генуэзские арбалетчики считались самыми отчаянными вояками в Европе