Как ни странно, случается, что именно от преподавателя по сольфеджио зависит дальнейшая карьера музыканта. А точнее, отсутствие таковой - ведь музыкальную школу бросают часто именно из-за сольфеджио. Как следствие, первейшая задача педагога по сольфеджио - не запугать своих учеников до потери всякого интереса к музыке.
Итак, что это такое, сольфеджио? С итальянского языка слово solfeggio переводят как чтение с листа, пение по нотам. Но на практике в музыкальной школе этот курс - комплексный и включает в себя много различных видов музыкальной деятельности, необходимых для развития музыкального слуха.
Очень важно не взаимозаменять понятия сольфеджио и теории музыки. Теория необходима, и вполне можно изучать ее на уроках сольфеджио, но главное чтобы она не вытесняла собственно музыкальных занятий, которых (обобщенно) существует два вида - пение и определение на слух. Я не беру в расчет ритмические движения (хлопки, проговаривание нот в ритме, тактирование).
Если ученику кажется, что преподаватель мало времени уделяет практическим музыкальным занятиям, лучше не терять времени и позаниматься самостоятельно. Бывает и наоборот - ученик не успевает за программой, тогда самостоятельные занятия вдвойне необходимы.
Каким же образом мы можем позаниматься сольфеджио самостоятельно?
- Для начинающих - пение мажорной и минорной гаммы от разных звуков. Для продвинутых - натуральные лады.
- Пение по нотам с листа (одноголосие) - из учебника Калмыкова и Фридкина , для продвинутых - из учебника Островского. Наверное все знают, что сначала нужно задать тональность (сыграть тоническое трезвучие), а дальше в этой тональности находить нужные ступени. Здесь важно не сдаваться и искать нужные ноты внутренним слухом, а не подыгрывать себе на инструменте.
- Пение по нотам с листа (двухголосие с подыгрыванием второго голоса на инструменте) - учебник Способина.
- Пение интервалов и аккордов. Можно играть аккорд гармонически (одновременно), при этом поочередно петь звуки аккорда.
Ну и на десерт - написание музыкальных диктантов (запись нотами незнакомой мелодии). Их в интернете очень много. Можно писать и автодиктант - подбор какой-то известной мелодии на слух (без инструмента). Очень полезно самому сочинить мелодию, записать нотами и потом проверить на инструменте.
Существует также большое количество очень интересных приложений для смартфонов - в них вы можете учиться различать на слух ступени лада, интервалы и аккорды, тренировать тембровый слух.
Главное - это понять, что сольфеджио - это очень интересно и абсолютно необходимо и начать усиленно заниматься, и успехи в развитии музыкального слуха не заставят себя ждать :)