Найти тему

Футбольный «психоз» надо преодолеть

«Почему популярен футбол?» Материал с таким названием опубликован на Ленте «Яндекса».

Приведем некоторые цитаты (цит.) и попробуем дать психолого-педагогический комментарий (комм.)…

Цит.: «…немецкий философ Петер Слотердайк утверждает, что футбол возвращает нам возможность пользоваться охотничьими инстинктами, от которых мы отказывались в процессе эволю­ции: когда мы переходили к собирательству, к земледелию, охотничьи ин­стинк­ты становились нам не нужны… именно в этот момент, по его мнению, игра и становится тем, что называется deep play, то есть сложной игрой».

Комм.: Потребность в игре (сложнейшая биологическая потребность) была доминирующей для людей родового общества (последней стадии первобытного строя). Эта же потребность (согласно психологической эволюции человека) является доминирующей для современных детей 3-10 лет, которые, как известно, больше всего любят играть и чаще всего в футбол. Благодаря футболу (как игре и зрелищу) сегодня многие люди (так называемые «болельщики») как бы «возвращаются душой» в «первобытность» (у них «биологическое» начинает преобладать над «социальным»), или – в детство (как не наигравшиеся), чтобы получить удовлетворение. Таким образом, можно говорить, о преобладании в участниках «футбольного зрелища» биологического начала. Для одних (квалифицируем их как «социально зрелых личностей») футбол – это возможность «оторваться» от напряженной социальной жизни и побыть какое-то время первобытным человеком. Для других (квалифицируем их как «социально незрелых личностей») «биологическое» состояние являются типичным и на футболе оно проявляются с максимальной силой. Людей с биологическим нутром, по нашим вычислениям, в России и вообще в мире превеликое множество.

-2

Цит.: «…люди почему-то издревле испытывали странное пристрастие к шарообразным предметам. Более того, не только люди: если мы посмотрим на реакцию на мяч разных млекопитающих — кошек, собак, даже дельфинов, — то мы увидим, что он вызывает у них бурный интерес, все они с большим удовольствием с мячом играют. Футбол в этом смысле среди всех других видов спорта и, может быть, многих других человеческих занятий уникален и с какой-то точки зрения абсурден, потому что в футболе изначаль­но отменена возможность действовать руками. А ведь руки для нас — главные конечности, и человек прогрессировал, учился делать новые и новые сложные вещи, работая именно руками…».

Комм.: Футбол – сложнейшая двигательная игра, необычная по структуре для человеческого организма и поэтому особенно привлекательна по сравнению с другими игровыми действиями. Она привлекательна, прежде всего, для детей (в силу доминирующих у них потребностей), но вследствие их неполноценного дальнейшего воспитания остается привлекательной и для взрослых, социально не созревших людей («взрослых детей»).

-3

Цит.: «…по мнению Йохана Кройфа, бывшего главного тренера и великого футбольного мыслителя (по-другому его не стоит называть), и не только по его мнению, футбол чрезвычайно доступен… В футбол можно играть, будучи любого роста, любого веса, любого размера… если вы наблюдаете за игрой «Барселоны», это потрясающая, красивая и очень сложная игра. Но даже маленькие дети могут попытаться это повторить: так же играть в пас, так же комбинировать друг с другом. И эта доступность футбола, наверное, тоже привела к тому, что он стал так популярен».

Комм.: Футбол – доступная коллективная игра, которая не требует особых способностей, в том числе большого ума, поэтому в нее могут играть практически все. Начав играть в детстве, многие остаются «игроками» и во взрослой жизни – профессиональными футболистами, но чаще всего с «детской» душой. «Незавершенность» развития («первобытность») большинства футболистов, негативные тенденции в их личности усугубляются вследствие необоснованно непомерных вознаграждений и их ложных представлений о своей «звездности». Вот почему, закончив спортивную карьеру, лишь немногие из них способны заняться другим (социально значимым) делом.

-4

Итак, в футбол играют и футболом болеют (заметим, «болеют», а не увлечены) преимущественно люди с «первобытной» психикой. Дополнительным аргументом в пользу такого утверждения могут служить «зоологические» гримасы и телодвижения как футболистов, так и зрителей (болельщиков, фанатов), которые можно наблюдать в ходе игрового действа.

-5

P.S.

Автор смотрит на футбол с большим интересом как на спортивное зрелище, но и с психолого-педагогическим подходом. Когда человечество деградирует в нравственном отношении (а это констатируют все современные мудрецы), каждое массовое мероприятие надо рассматривать, прежде всего, с психолого-педагогических позиций: не усугубляет ли оно деградацию...

Мало, кто верил в победы сборной РФ по футболу – нет должного спортивного мастерства. Однако случилась «чудо» (русские верят в чудеса, а когда оно неожиданно случается, не способны его нормально пережить и правильно осмыслить). Причина «чуда» психолого-педагогическая. Испанцы, чувствуя слабость противника, играли вяло, откладывали победный гол и поплатились… Русские не выиграли – проиграли испанцы. Скажем им спасибо – так будет нравственнее и педагогичнее…

-6

Личные ощущения от матча.

…В деревню приехала команда «мастеров», чтобы показать местным ребятам, как надо играть в футбол. А им, «мастерам» деревенские ребята навязали примитивный футбол и «победили»… Деревня бурно праздновала победу своей команды – обуревало чувство «гордости». А «мастера» чувствовали себя обманутыми… К «деревенским дуракам» они больше не приедут…

С психолого-педагогической точки зрения футбол в России не может стать объединяющей «идеей» (как, например, в Бразилии – «стране первобытных карнавалов»). Футбольный «психоз» надо преодолеть! Объединяющую идею для России надо искать в русской культуре (вспомним акад. Лихачева).

-7

Читайте также:

________________________________

● Воспитание как мотивирование (П. В. Симонов, 1987)

● Психоанализ по Зощенко: «Мир ужасен. Люди пошлы»

● В стране Гоголя не научились читать Толстого

● Любопытство как признак не[до]воспитанности: нужна новая педагогика, а не «футбол»

Г. К. ЗАЙЦЕВ, доктор педагогических наук, профессор