http://www.pulslive.com/news/pokolenie-next/vitaliy-marks-igrat-komediyu-eto-masterski-sygrat-dramu-.html
Корреспондент информагентства «ПульсLive» встретился и пообщался с актером Омского драматического театра «Галерка» Виталием Маркс. Представляем вам эксклюзивное интервью с молодым талантливым артистом и просто интересным человеком.
Виталий, расскажи немного о себе. Когда решил, что станешь актером?
Я – коренной омич. В детстве не задумывался над тем, кем стану, было много увлечений: велосипедный спорт, футбол, музыкальная школа. Но как-то в 7 классе, я посмотрел по телевизору театральную постановку и сказал маме: «Хочу играть на сцене», на что она ответила: «Для этого нужно получить актерское образование». И с того момента мысль о театральных подмостках плотно засела у меня голове. На мою беду, я не знал, где можно получить эту профессию в Омске, в моем окружении не было актеров. Но мне подсказали, что в ОмГУ им. Достоевского есть факультет культуры и искусства, и мой выбор был предопределен…
Были ли в твоем роду артисты? Как отнеслись к твоему выбору в семье?
Нет, я первый, кто выбрал этот путь. В моей семье у всех рабочие профессии: мама - медсестра, бабушка и дедушка почти всю жизнь трудятся на шинном заводе. А их трудолюбие, самоотдача, что скрывать, за крошечную зарплату, всегда были примером для меня! Хотя, отмечу, мама и папа довольно творческие люди. В юности они танцевали в народном коллективе «Сибирские узоры». После моего рождения родители оставили сцену и отдали все силы на мое воспитание. Поэтому решение - идти по актерской стезе - родители приняли хорошо, даже поддержали. И я безумно благодарен им за это!..
С французским танцовщиком Jerome Fidelin (Goku)
Что способствовало твоему становлению как артиста?
Наверное, мое второе большое увлечение в жизни – танцы. Если честно, в юности я был человеком довольно закрытым, не любил публичность, никогда не выходил за пределы своего внутреннего мира – все переживал в себе. По сути именно танцевальная сцена сломала мои внутренние барьеры и помогла раскрепоститься.
Все началось с Интернета, в нем стали появляться ролики, где ребята танцуют Электро-дэнс. Помню, мы собирались во дворе компаниями, смотрели видео, пытались повторить движения. Но когда я понял, что это больше, чем просто увлечение, записался в профессиональный танцевальный коллектив.
Там понял, что оказался в нужное время, в нужном месте. У меня был потрясающий хореограф, которому очень благодарен! Я начал участвовать в баттлах, соревнованиях, сначала в Омске, потом в других городах и странах. На одном таком конкурсе членом жюри был известный французский танцовщик Jerome Fidelin (Goku). В 2011 году я стал Чемпионом Сибири по Электро-дэнсу. Меня начали приглашать проводить мастер-классы в Новосибирске, Новокузнецке, а на некоторых конкурсах был даже членом жюри.
Член жюри в городе Новокузнецк
Виталий, расскажи о своих студенческих годах?
После поступлении в университет я, конечно, не знал, куда попал и что меня ждет, но возлагал на вуз большие надежды и ожидания. Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что все мои ожидания остались только ожиданиями... Сергей Безруков недавно сказал: «Если бы педагог в школе рассказывал про Пушкина, так как талантливый актер играет его на сцене, то дети бы сопереживали и шли за этой историей».
А когда каждодневно слышишь от преподавателей: «Ты же учишься, а не я». Хочется ответить «Так вы подскажите, направьте меня, а дальше я сам пойду». Но в ответ – тишина. Приходилось прислушиваться к себе, учиться нащупывать то самое – истинное и верное. Может, в этом и заключалось мое обучение –научился много работать над собой… Единственное, кого хочу отметить – это преподавателя по речи Людмилу Павловну Чекмареву. Я не осуждаю всех преподавателей, наоборот, верю, что есть те, которые горят своим делом, не нянчатся со студентом, но ведут его в правильном направлении. Несмотря на мои внутренние и внешние проблемы, я на «Отлично» закончил вуз, даже получал повышенную и президентскую стипендии и благодарен вузу за это!
4 курс, дипломный спектакль "Звёзды на утреннем небе", роль - Николая
Мечтал ли ты о славе, когда выбирал профессию?
Я не думал об известности или славе, учился любимому делу, много работал над собой, своим раскрепощением, умением открываться и доверять зрителю. Просто понимал, если буду много работать, вкладывать всего себя без остатка в сцену, то любовь зрителей приложиться сама собой.
Спектакль "Провинциалка ", роль - Миши (реж. К. Витько)
Как началось знакомство с театром «Галерка»?
На 4 курсе меня начали занимать в спектаклях – сначала в сказках, потом в этом же году я получил первую серьезную роль в спектакле "Дни Турбиных" – Тальберга, по пьесе Булгакова. И я благодарен режиссеру театра Владимиру Витько за доверие, за шанс реализовать себя! Ни один вид искусства не включает в себя всё то, что таит в себе театр. Играть роль - это возможность на время стать другим человеком. Постичь неизмеримую россыпь чувств: боль, ненависть, горе, наслаждение, смех или слезы… Я очень рад, что работаю в классическом психологическом театре, где меньше внешней формы и большое внимание внутреннему психологизму.
Сказка "Ох, уж эта Баба - Яга!", роль - Кот Васька (реж. Е. Витько)
Как ты сегодня смотришь на преподавание актерскому мастерству?
Сразу после окончания вуза я начал играть в театре «Галерка». Но параллельно с этим решил попробовать себе в преподавании этого искусства детям. Пошел на стажировку в театральную детскую студию. Я ответственно к этому подготовился, подобрал несколько техник по подготовке актеров: голливудскую технику Майзнера, Лист Райзберга, Иваны Чаббак. Но меня разочаровала система работы с детьми в студии. Я видел, что им скучно: у них нет творческой свободы.
Спектакль "В поисках радости", роль - Олега (реж. В.Ф. Витько)
На одном из занятий по этюдам мальчик попросил показать зарисовку не к теме урока, он продемонстрировал, как его папа смотрит футбол и пьет пиво. Меня поразило как талантливо он это сделал. Но преподаватель наругал его, сказав, что такое нельзя показывать. А я задался вопросов «почему»? Актерство - это жизнь, в которой есть все! А мальчик наоборот молодец, он показал наблюдательность, умение подмечать характеры и типажи в столь юном возрасте и подавать это очень правдоподобно. А преподаватель этого не заметил… Я заступился за ученика студии, но меня в итоге не взяли на работу. По ка я был преподавателем, многие дети подходили ко мне и благодарили за занятия, значит было за что…
Спектакль "Провинциалка", роль - Миши (реж. К. Витько)
Проблема, я считаю, в том что над преподаванием актерскому мастерству сегодня довлеет старая советская театральная школа и школа Станиславского. Я не порицаю последнюю, Константин Сергеевич, несомненно, гений и великий реформатор театра. И даже он в первую очередь говорил: «Нужно играть и переживать здесь и сейчас», то есть в свою эпоху. Можно делать на современный лад классику, но при этом она остается классикой.
Виталий, есть ли у тебя роли в кино?
Да, я снялся в короткометражном фильме «Ромашковый чай», и за эту ленту в какой-то степени горд. Сценарий писали профессиональные ребята, выпускники факультета культуры и искусства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Когда я пришел на кастинг, меня сначала утвердили на роль второго плана, но после поменяли и взяли на главную. История, рассказанная в фильме, повествует о современной молодежи: она курит, балуется травкой, и серьезными наркотиками, и зритель видит, к чему это приводит. Я, кстати, как актер импровизировал на съемках: глубоко прочувствовав своего героя, я постарался передать эмоциональный накал и нервное поведения через спиннер в ленте. Это стало отличным выходом для меня, в передаче эмоций, и символичным для молодежной картины, я очень этому рад. Фильм «Ромашковый чай» участвовал на фестивале «Святая Анна» в Москве, из 400 картин он занял 187 место. Считаю, что для начинающих артистов и сценаристов, это неплохо. А также он участвовал на омском кинофестивале «Окно» и взяла номинацию «Актуальность темы». Также снимаюсь в рекламных роликах, первый раз попробовал себя еще на 4 курсе, сегодня в арсенале уже много рекламных работ.
В каких новых спектаклях или проектах ты участвуешь?
Я не люблю сидеть без дела, привык работать над собой, совершенствоваться. Не так давно узнал, что Лаборатория актерского мастерства «Психологический театр. Пробы» под руководством Сергея Безрукова набирает группу для обучения в Москве. Решил попробовать себя и отправил свое резюме: фотографию и шоурил (видеоролик с образцами моей работы). Среди 350 участников отобрали около 50, на удивление в этих рядах оказался и я. Рад этому, ведь в какой-то степени это проверка моего мастерства. Следующий тур в сентябре, сейчас готовлюсь.
Еще я участвую в не менее важном для меня проекте. Пару месяцев назад к нам в Омск приезжала Выездная приемная комиссия Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Я узнал об этом и пришел на кастинг: прочитал прозу, басню, стихотворение специально не готовил, но все же вспомнил хорошее и прочел. Меня даже еще спеть попросили, хоть не силен в вокале, но исполнил акапельно песню. Отбирали молодых актеров народный артист России Авангард Леонтьев и заслуженный артист - Игорь Яцко. Это был уже 2-й тур, первый проходил у нас же осенью. Второй, как и первый я прошел успешно и теперь остался последний – третий – уже в Москве в августе.
С Авангардом Леонтьевым, советским и российским актёром театра и кино, Народным артистом России
Еще в этом месяце 18 – 19 июля в театре «Галерка» выйдет премьера – «История одной любви» Константина Симонова, в которой выступлю в новом для себя амплуа – в роли военного корреспондента. Еще недавно я снялся в короткометражном фильме молодого омского режиссера. Эта картина нужна ему для поступления на факультет «Режиссура кино и телевидения» в университете в Берлине, а я всегда рад помочь начинающему талантливому режиссеру. Тяжело когда в Омске нет киноиндустрии, поэтому у меня есть мечта - набрать профессиональную команду и снять хороший полнометражный фильм, и, конечно же, главная цель – играть у великих режиссеров.
Спектакль "Свадьба Кречинского", роль - Владимира Дмитриевича Нелькина (реж. К. Витько)
Без каких качеств не стоит поступать в театральное?
Если нет рвения, целей и желания чего-то добиться и реализоваться в профессии, то не стоит поступать на актера. Уже не секрет, что в нашей профессии главное не талант, а целеустремленность. Этому пример, известные актеры, которые по нескольку лет поступали в театральное и продолжали добиваться своего даже после третьего и четвертого отказа. Как у нас в студенческой среде говорят: «На 1 курсе хочу «Народного», на 4 -возьмите меня в любой театр». Главное мечта, мечтать – это, конечно, не действие, но все же - первый шаг.
Виталий, какие роли ближе - драма или комедия?
Мне, конечно, нравится играть сложные, многогранные драматические характеры, но ведь комедия – это всегда скрытая трагедия. Смех – оружие, обличающее серьезные человеческие пороки и слабости. Играть комедийную роль - это мастерски сыграть драматическую.
Что для тебя свобода? Считаешь ли ты себя свободным человеком?
Свобода, я считаю, очень относительное понятие. Да, человек свободен, но если он взят «как таковой». Проблема в том, что никто из нас не может существовать «как таковой», «сам по себе». С самого рождения каждый включен в бесконечно сложные сети причин, последствий, условий, выборов и всего прочего. У каждого есть семья, в которой он родился, после - которую создал сам. И за каждого мы несем какую-то ответственность, но главное – мы имеем много обязательств перед самими собой, от которых трудно убежать.
Автор: Мария Исаева
Фото: из личного архива Виталия Маркс