Зачастую, пытаясь получить инвестиции на этапе pre-seed или seed, стартаперы ударяются в 2 крайности презентации проекта - либо рассказывают о нём часами, строят гипотезы, прогнозы, в общем - дают волю фантазии, либо же, считая, что о чём-то говорить ещё слишком рано, умещают презентацию в немного увеличенную версию питча. Оба подхода крайне неверны - в первом случае хороший инвестор устанет слушать байки, а во втором - тупо не поймёт соль проекта. Идеальная презентация ранних проектов должна содержать следующие пункты:
1. Целевая аудитория. Важно показать, что рынок вами определён максимально подробно и чётко. Никто не даст денег стартапу, который сразу же ориентируется на мировое господство, - забудьте.
2. Проблема и её решение. Проблема должна быть реальной и острой. Вряд ли инвестор даст денег на разработку очередного конкурента Wunderlist с улучшенным интерфейсом. Решение должно отражать конкретный механизм устранения проблемы и преимущества вашей технологии.
3. Рынок. В идеале нужно привести конкретные показатели по количеству потенциальных клиентов, запланированной их конверсии и расчёт выручки на основе среднего чека.
4. Команда. Хорошо, если это 2-4 человека с дополняющими друг друга компетенциями. Опытный инвестор не даст денег выпускникам университетов, если у них нет опыта успешной разработки и вывода проекта на рынок. Нужно показать конкретные достижения (причём победы на выставках и конкурсах стартапов играют намного меньшую роль, чем успехи в коммерциализации продукта).
5. Динамика развития. Причём не просто перечисление достижений, а конкретные цифры. Минимальный набор показателей: количество клиентов на данный момент, конверсия в платных клиентов, средний чек, выручка, стоимость привлечения нового клиента и выручка с одного клиента.
6. Условия привлечения инвестиций. Нужно дать понять инвестору, что вы подготовились к встрече с ним и знаете, чего хотите. Вопрос “Сколько можете дать?” в данном случае сразу же убьёт интерес инвестора - он поймёт, что у вас нет чёткого плана освоения инвестиций, что в большинстве случаев ведёт к их неэффективному использованию. Также стоит подумать и о выгоде инвестора - вряд ли он захочет приобретать менее 10% pre-seed проекта.
Главное правило: помните, что привлекая венчурные инвестиции, вы начинаете строить с инвестором долгосрочные отношения. Это не битва, где есть победитель и проигравший, единственно верный путь - следовать win-win стратегии и искать решения, которые удовлетворят и вас с вашими мечтами о крупной компании и инвестора с его мечтами о хорошей прибыли на инвестиции.
Расшаривайте пост знакомым, готовящимся привлекать инвестиции, и подписывайтесь на канал, если этого ещё не сделали - будет много интересного. Всем венчур!